Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Виктория Самсонова, КПМГ: «Не бойтесь делать обобщенные высказывания, переходя от них к содержательному материалу»

Виктория Самсонова, КПМГ: «Не бойтесь делать обобщенные высказывания, переходя от них к содержательному материалу» 06.03.2018

Мы продолжаем рубрику «Советы по выступлению на конференциях», в которой лучшие спикеры CFO Russia поделятся секретами мастерства. В своих интервью они расскажут, как сделать свое выступление ярким и интересным для слушателей, как подготовить максимально эффектную презентацию, как получить самые лучшие оценки от коллег.

На этот раз своими советами поделится один из лучших спикеров шестого форума финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2017 Виктория Самсонова, директор, руководитель практики по работе с компаниями сферы здравоохранения и фармацевтики КПМГ.

Как подготовиться к выступлению, чтобы оно было интересно не только докладчику, но и слушателям?

Откровенно говоря, я не отношу себя к блестящим спикерам, поэтому посвящаю время развитию у себя соответствующих качеств, чтению рекомендаций, просмотру видео-материалов и др. Так что я сообщу те соображения, подсказки и лайфхаки, которые помогают лично мне и многократно опробованы на практике. Надеюсь, это поможет тем, кто так же находится на пути совершенствования навыков выступления и поиска оптимального для себя стиля при публичных докладах.

Прежде всего, нужно подумать о составе ожидаемой аудитории и ее подготовленности по вашей теме. Это определяющий момент для построения речи и презентационных материалов с точки зрения «глубины погружения» в проблему.

Какое-то время назад, когда мне ещё нечасто приходилось выступать, один из моих самых больших страхов был – сказать банальности, которые всем уже известны. Однако практика показала, что, во-первых, аудитория чаще всего разнородна с точки зрения профессиональной специализации, поэтому большинство тем следует преподносить, ориентируясь на «широкого слушателя» и начиная с постановки проблемы в самом общем виде.

Во-вторых, при нынешнем «астрономическом» обилии информации, большинство из нас ищет того, кто обобщит и донесет интересующий нас материал в понятном виде; углубленное обсуждение частных вопросов бывает предпочтительнее в беседе один на один.

В-третьих, вопрос, досконально изученный вами, кажется простым и банальным только вам и нескольким собратьям по профессии; для широкой аудитории он, скорее всего, будет новым и потребует подробного рассмотрения во всех деталях.

С самого начала перегрузив слушателей специальными терминами и темами, вы рискуете сразу уменьшить вашу аудиторию до небольшого круга узких специалистов. Поэтому не бойтесь делать обобщенные высказывания, переходя от них к основному материалу.

Если вы заинтересуете и «удержите» аудиторию качеством своего выступления, то достигнете главной цели: продемонстрируете свое владение предметом, понимание ожиданий слушателей и завоюете доверие как эксперт. А это надежный мостик к дальнейшему общению с конкретными людьми по их вопросам.

Каковы слагаемые успешного выступления на конференции?

Постараюсь кратко перечислить то, что считаю наиболее важным.

Первое – качественная подготовка и исполнение как самой речи, так и презентационных материалов.

Второе – соблюдение регламента, правильная работа с аудиторией; например, стоит заранее определить и объявить, отвечаем ли на вопросы по ходу их появления или по окончании презентации.

Третье – забота об аудитории, поддержание ее внимания. Со сцены всегда можно увидеть, сколько человек потеряли интерес к выступлению и сидят в телефонах, верно? Если что-то идет не так – большинству стало скучно – можно попытаться оперативно исправить ситуацию.

Четвертое – минимум саморекламы: качественное выступление само по себе будет лучшей рекламой для вас и вашей компании; максимум, что я включаю в выступление, – вставку по ходу рассказа наподобие «в моей практике был случай решения подобной проблемы, а именно ….», но никаких «наша команда имеет 25 лет стажа на рынке…»!

Пятое – отсылки к высказываниям предыдущих спикеров, пересекающиеся с вашей тематикой, что поддерживает «включенность» аудитории и задает хороший тон выступления.

Какова роль презентации — фон или основная часть выступления, стоит ли оживлять ее картинками и схемами?

Текст с картинками – всегда лучше, чем без. Известно, что зрительная кора, которая относится к наиболее развитым областям человеческого мозга, восприимчива к графическим материалам, поэтому один рисунок или схема могут сказать нам больше, чем длинный текст. Кроме того, взглянув на уже увиденные однажды рисунки, человек быстрее вспоминает всю полученную информацию. Так, по презентации можно впоследствии восстановить содержание доклада.

Совершенно точно нет необходимости дублировать 100% вашей речи на слайдах. Начинающие спикеры часто стремятся разместить на слайде длинные сложные фразы в наукообразном стиле. Наверняка вам доводилось видеть презентации, где 10-м шрифтом сплошным текстом набраны сложносочиненные предложения в духе «в соответствии со статьей 3871.12.б Гражданско-процессуального кодекса Республики Х, в случае намеренного сопротивления подозреваемого, следственные органы вправе применить меры….. ». На конференции такие слайды зритель не воспримет, он будете концентрироваться только на речи спикера. Получается, что на слайде достаточно оставить пару тезисов, нарисовать наручники и крупным шрифтом набрать номер статьи.

Я за максимально плакатный и тезисный стиль презентации: ее предназначение – привлечь внимание к тому, о чем вы сейчас будете говорить. Исключение составляет та информация, которая не воспринимается устно. Например, графики или формулы, если они важны для понимания ключевых мыслей вашего выступления, стоит поместить на слайды. Но позаботьтесь о крупном шрифте и прочих условиях читаемости.

Как морально подготовиться к публичному выступлению?

Один человек, который сильно повлиял на мою жизнь, сказал: «Самый удачный экспромт – хорошо подготовленный». Конечно, есть люди, способные без подготовки складно и интересно порассуждать на любую тему, даже малознакомую – но, как правило, за этим стоит огромный опыт публичных выступлений. Так что – репетировать, репетировать и ещё раз репетировать! Иногда сложно себя заставить посвятить подготовке достаточно времени – но если вы это сделаете, не представляете, как вы потом будете благодарны себе!

При этом подготовленный план выступления не должен «связывать» вас, это будет контрпродуктивно. Предусмотрите определенную гибкость: что можно пропустить, что поменять местами, где переставить акценты и т.д.

Можете дать совет тем, кто выступает впервые?

Первый совет: отрепетируйте выступление с хронометром, а то и с диктофоном, и следите за временем в ходе выступления! «Штирлиц знал: запоминается последняя фраза». Поэтому самое неудачное завершение презентации – это быть прерванным по регламенту и вынужденным скомкать ключевую завершающую мысль. А так часто и случается, если не уложиться в тайминг. Поэтому обязательно держите в уме время начала вашего выступления, чтобы успеть сообщить слушателям выводы доклада. В идеале, продумайте заранее, как вы сможете быстро и качественно перейти к концовке, если какой-то частью контента придется пожертвовать.

Второй совет: не торопитесь! Быстрая речь воспринимается с трудом, а также создает впечатление неуверенности.

Третий совет: не поворачивайтесь спиной к зрителям, глядя на слайды и зачитывая их! Если есть риск потерять нить изложения (много материала или он сложный) и в слайды всё же необходимо заглядывать – лучше держать их перед собой. Я обычно беру с собой планшет и кладу его на трибуну, за которой стою; кроме того, на большинстве мероприятий есть дополнительный дисплей, обращенный к спикерам.

Четвертый совет: двигайтесь и жестикулируйте сбалансированно! Спикеры, непрерывно ходящие кругами, так же, как и раскачивающиеся или излишне жестикулирующие, проигрывают с точки зрения восприятия аудиторией. Если вы сидите или стоите за трибуной, всё намного проще. Если трибуны нет, попробуйте держать что-то в руках (тот же переключатель слайдов или лазерпойнт). Мне помогает. Жесты должны быть уместными, а передвижением по сцене не стоит злоупотреблять. Пару-тройку раз переместиться по сцене, подойти ближе к аудитории – отойти в глубину к экрану, когда показываете на нем что-то – для 30-40-минутного выступления этого вполне достаточно.

Пятый совет: не волнуйтесь! Как минимум, постарайтесь этого не делать. В разных исследованиях утверждается, что 90-95% людей боятся публичных выступлений – следовательно, проблема эта типичная, а значит, решаемая. Напоминайте себе, что конференция – это не экзамен и не конкурсный отбор. Аудитория собралась не оценивать вас лично, а получить от вас интересный и полезный контент. Ваша задача – не препятствовать самому себе качественно преподнести его.

Желаю всем удачи в выступлениях!

Юлия Сильченко


Комментарии