• Сегодня 29 марта 2024
  • USD ЦБ 92.26 руб
  • EUR ЦБ 99.71 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями

Олег Базалеев, Crescent Petroleum: «Заметки ESG-начальника: Воспитатель и экзекутор»

13.04.2022

Олег Базалеев, Crescent Petroleum: «Заметки ESG-начальника: Воспитатель и экзекутор»

В хоррор-фильмах про экзорцизм всегда есть такая сцена, когда во внешне неприметном человеке вдруг просыпается нечто – и какая-нибудь молодая симпатичная и позитивная девушка вдруг начинает хриплым мужским голосом изрекать угрозы и проклятия.

Такое начало выглядит довольно странным для материала про новости отечественной ESG. Но времена сейчас необычные – и сравнение вполне соответствует обстоятельствам.

ESG, этот западный концепт, давший бурные всходы на российской почве в последние годы, в последние несколько дней переживает серьёзный кризис.

Практически сразу после начала российской спецоперации на Украине отечественный рынок стали массово покидать западные компании – они либо прекращали работу с российскими клиентами, либо собрались выйти из совместного бизнеса. Звучали цифры, что в общей сложности решение об уходе приняли около трёхсот иностранных фирм.

К теме ESG этот массовый исход имеет самое прямое отношение.

Во-первых, потому что мотивация покидающих Россию компаний – нематериальная и даже прямо противоположная получению прибыли. Во-вторых, вопрос сохранения десятков тысяч рабочих мест и поставки нужных обществу товаров в непростой момент истории – это в чистом виде тема ответственности бизнеса перед обществом, то бишь пресловутая корпоративная социальная ответственность (КСО).

Несомненно, политическое давление со стороны властей западных стран было важным (или главным) драйвером исхода, сделало этот исход одномоментным и массовым. Однако на переднем краю сцены всё-таки стояли и стоят сами компании. Они выступали от своего имени и лично делали заявления: «прощайте» или «до свидания».

Многие из устремившихся к дверям объясняли свой исход в нарочито туманных пресс-релизах. Ссылались на режим санкций, рванувший вверх курс рубля, разорванность логистических цепочек и невозможность нормально проводить платежи. Кто-то сетовал, что им нужно время, чтобы всё осмыслить. Некоторые фирмы публично осуждали российскую сторону, но не вдавались в детальные политические рассуждения.

Скорее всего, соблазну сочинить задиристый пресс-релиз многие корпорации предпочли старую мудрость, одинаково понятную и на Востоке, и на Западе: «не плюй в колодец – пригодится напиться».

Но было и немало иностранных бизнесов, которые в своих коммуникациях детально и подробно рассказывали, как и почему они сочли за благо двинуться с вещами на выход с российского рынка.

И тут у многих в нашем обществе стало возникать странное и неприятное чувство.

Ещё месяц назад эти компании клялись в верности российским потребителям, признавались в готовности горой стоять за сотрудников и сообщали о постоянном диалоге со стейкхолдерами.

Однако если вчитаться в строки нынешних пресс-релизов таких организаций, то появляется стойкое ощущение, что их единственная значимая аудитория, единственные стоящие внимания собеседники сейчас находятся (или всегда находились?) где-то за пределами российских границ.

Например, это клиенты на тех рынках, где данная организация больше всех зарабатывает. Или госорганы страны, где штаб-квартира бизнеса. Или жители того государства, откуда родом сама компания.

Этот диссонанс (который по-простому в соцсетях именуют «россияне не имеют значения» – с явной отсылкой к движению BLM) стало трудно не замечать.

Даже многие из соотечественников, которым не понравились последние решения главных по стране и которые поначалу приветствовали массовый исход крупных брендов (очевидно, надеясь, что это как-то остановит боевые действия), вдруг забеспокоились, что что-то в этом процессе идёт не так.

Как будто наш собеседник, которого мы знаем многие годы, вдруг заговорил совсем другим голосом, с совсем другими интонациями и смыслами. Или, может, просто перестал притворяться, и его голос «откатился» к первоначальным «заводским настройкам»?

Вот один из беглецов последних дней: финский хлебно-кондитерский холдинг «Фацер». Главный источник хлеба для Питера, три предприятия в северной столице, четвёртое в Москве – и больше двух тысяч сотрудников.

В англоязычном пресс-релизе Кристоф Витцум, президент и гендиректор этой компании, рассыпается в извинениях перед важной для него аудиторией за то, что не мог объявить о решении ухода из России раньше: «Я понимаю, что много наших верных и преданных потребителей, так же как много других стейкхолдеров, чувствовали, что «Фацер» должен был принять это решение [об уходе из России] раньше. Могу вас заверить, что это решение всегда было единственной альтернативой, но … мы не могли принять это решение раньше».

При этом 2300 российских работников компании удостоились скупой фразы, что «процесс выхода будет осуществляться с принятием во внимание интересов сотрудников «Фацер» и местных законов».

Интересно, что ещё совсем недавно иноземные хлебопёки были куда как более словоохотливы, говоря о своём персонале. Хотя сайт российского «Фазера» уже не открывается, на Хэдхантере нетрудно найти рекламную «визитку» этого пищевого концерна, где тот предстаёт в сверкающих одеждах ответственного работодателя.

«Компания стремится открывать новые таланты в своих сотрудниках и развивать их вместе с ними. В основе отношений внутри компании лежат этические принципы «Фацер» — равенства и справедливости», — с горкой накидывали финские пекари.

Почувствовали ли российские работники зарубежного пищевого предприятия сейчас эти самые принципы равенства? Или от чтения пресс-релиза у них могло сложиться ощущение, что руководству «Фацера» гораздо важнее мнение иностранных «наших лояльных и ценных потребителей и других стейкхолдеров», перед которыми директор лебезит и оправдывается за задержку?

Или вот Coursera. Российских пользователей возмутило, что Coursera, один из самых популярных образовательных ресурсов, перекрыл им доступ к курсам и вообще повыкидывал со своих виртуальных полок весь контент, сделанный россиянами.

Информационный ресурс в своём заявлении осудил российскую спецоперацию и сообщил о своих действиях:

«Coursera убеждена, что обучение – это источник человеческого прогресса, и наша задача – чтобы вне зависимости от места все учащиеся имели доступ к образованию самого высокого качества. В то же время мы не хотим, чтобы российские преподаватели или учебные заведения на Coursera получали финансовые или репутационные выгоды, пока эта трагедия имеет место… Поэтому мы останавливаем всю деятельность в России».

Кто-то в соцсетях писал, что такой пассаж чем-то напоминает «двоемыслие» из известного романа Оруэлла – типа слова «белочерный». Мол, мы за всеобщий доступ к знаниям – но вот лично к вам слово «всеобщий» не относится, идите в бан!

А в «отмене» российских преподавателей на ресурсе слышатся какие-то звоночки из времён «круговой поруки» из довольно далёкого прошлого.

Грустная ирония ещё и в том, что среди работавших на Курсере россиян сторонников грохочущих пушек, думаю, не найдёшь и днём с огнём: университетские преподаватели вообще традиционно либерально и пацифистски настроены. И при этом их же первыми всем скопом «пустили в расход» в рамках своего рода «борьбы за мир».

По новостям и соцсетям широко разошёлся вроде бы обратный пример. Магазины Uniqlo не намерены покидать Россию, а президент японской компании Fast Retailing (владеет сетью Uniqlo) Тадаси Янай заявил: «Одежда — это жизненная необходимость. Народ России имеет такое же право на жизнь, как и мы».

Одежда одеждой, но из высказывания иностранного управленца также следует, что на повестке дня стоит вопрос (и разные компании отвечают на него по-разному), имеют ли россияне те же права, которые есть у общих с автором высказывания «мы». Под знаком вопроса – судя по цитате – и право на жизнь.

(К слову, сейчас Uniqlo тоже «поставил на стоп» свои российские продажи – видно, Тадаси посидел, переосмыслил, переобулся).

«Право на жизнь» – наверное, это главное, что тревожит жителей России в массовом исходе компаний коллективного Запада.

Не перекроют ли доступ к иностранным лекарствам? Кстати, как сообщают СМИ, медикаменты формально не попали под санкции, но многие зарубежные фармацевтические компании перестали отправлять в Россию и готовые лекарства, и компоненты для российских предприятий фармы.

Будет ли детское питание?

Вот на русскоязычном сайте финской компании Valio есть целый раздел про детские молочные смеси. Там всё, как мы любим,  – в лучших традициях корпоративной социальной ответственности. Во вкусный винегрет смешаны слова про стремление сделать лучший продукт для мам и малышей, есть про цели устойчивого развития ООН и даже имеется свой «домашний» нобелевский лауреат. Из сказанного там несложно сделать вывод, что для компании детское питание – это не про бизнес, а про миссию.

То есть младенцы имеют значение.

Но, видно, не все из них. На днях Анникка Хурме, гендиректор молочного концерна Valio, объявляя об уходе этого финского производителя из страны, заявила: «У Valio нет этических предпосылок для продолжения работы в России, поэтому мы прекращаем свою деятельность в России».

В последние дни в соцсетях также сопереживают детям, ожидающим срочных онкологических операций, для которых с миру по нитке собрали огромные суммы в иностранной валюте. Ведь теперь совершенно непонятно, как и когда собранные доллары или евро доберутся до счетов иностранных клиник – и доберутся ли? И не отменят ли эти операции в силу национальной принадлежности ребёнка, подобно тому, как за российский паспорт отлучают от соревнований отечественных спортсменов? Возможно, для кого-то из детей задержка в лечении означает смертный приговор.

Из-за прекращения работы Visa и Mastercard сотни россиян остались за границей без денег с бесполезными кусочками пластика на руках. Как жаловались пострадавшие, все концы им обрубили прямо сразу, не дожидаясь конца объявленного платёжными системами переходного периода в несколько дней.

Ещё недавно семимильными шагами осваивавший пространства России концепт ESG декларировал, что равные друг другу люди живут на одной планете, у них общая судьба (дескать, если не остановить глобальное потепление, то несладко придётся каждому) и неделимое благополучие.

Нынешняя непростая ситуация попробовала эти красивые слова на прочность – и среднестатистическому россиянину результат не очень понравился.

Неудивительно, что, по данным одного из опросов, компании, уходящие с российского рынка, растеряли лояльность покупателей. 49% россиян готовы полностью или частично отказаться от покупки продукции компаний, объявивших об уходе с российского рынка из-за проведения специальной военной операции на Украине, даже если эти компании вернутся.

Те, кто долго работают в сфере корпоративной социальной ответственности и имеют опыт работы с заграницей, возможно, хмыкнут: ну да, никогда такого не было и вдруг опять!

В самом деле, в работе с иностранными рынками и западными компаниями по теме КСО / ESG всегда выплывали наружу какие-то двойные стандарты. Также было сложно не заметить вековое недоверие и настороженность Запада по отношению к большой северной стране или периодически возникающие стереотипы, некоторые из которых как будто не сильно изменились со времён Ост-Индской компании.

На многих примерах мы видели, что и ESG, и корпоративная социальная ответственность по мере необходимости с лёгкостью превращаются и в оружие конкурентной борьбы, и в ножик-«выкидушку» в геополитических разборках.

(Например, заглавную иллюстрацию с перестреливающимися ESG-снарядами кораблями я попросил нарисовать больше года назад – для так в конечном итоге и не написанной заметки про то, как ESG-аргументами долбили какой-то ресурсодобывающий проект, не помню уже детали).


Массовый исход западных компаний задумывался как наказание, удар по экономике и качеству жизни. Вольно или невольно, но ушедшие западные компании поставили себя в положение воспитателей и экзекуторов для миллионов жителей России (от младенцев до стариков): мол, у «неправильного» поведения есть цена.

Это новый и довольно неожиданный поворот сюжета в российском треугольнике отношений между государством, бизнесом и обществом.

К слову, уход иностранных компаний только вызвал усиление «эффекта флага», когда в трудной ситуации люди сплачиваются вокруг властей. Вряд ли можно было найти более наглядный способ продемонстрировать россиянам равнодушие со стороны западных брендов, несмотря на их многолетнюю работу в России и заработанные тут миллиарды долларов.

Часто не без оснований жалуются, что российское государство с недоверием относится к бизнесу, подозревая тот во всех грехах – от нежелания платить налоги до нелояльности.

И вот сейчас массово «слиняли» компании, из которых треть числилась в отличниках российской корпоративной социальной ответственности, а у остальных как минимум была страничка на сайте по модной теме ESG. Думается, что такой фортель лишь подольёт масла в огонь административного недоверия.

Уверен, что на заседаниях в правительстве или администрации президента произошедшее рассматривается совсем не как казус в сфере корпоративной социальной ответственности. Наверняка считается, что иностранный бизнес в России стал элементом враждебной «мягкой силы», говорят про «удар по тылам» и «саботаж» — иная тональность обсуждения была бы даже не удивительна, но невозможна.

Заявления с самого верха говорят о том, что власти готовы на жёсткие меры.

«Те, кто собираются закрывать свои производства — здесь нужно действовать решительно», — заявил Владимир Путин, добавив, что следует вводить внешнее управление и передавать эти предприятия «тем, кто работать хочет».

Уже появился законопроект, который прописывает, как должна проходить национализация прекративших свою работу предприятий, если те контролируются «иностранными лицами недружественных государств». У документа есть все шансы стать вступившим в действие законом уже в ближайшее время.

Судя по масштабу и скорости происходящих процессов, не поручусь, что через какое-то время мы не увидим совсем другую реальность в отношениях между бизнесом и обществом — в том числе в том, что мы сейчас именуем ESG / КСО.

В общем, не переключайтесь.

Олег Базалеев, директор департамента социальных вопросов, Crescent Petroleum  

Далее читайте продолжение темы об уходе иностранных компаний.

Предыдущие материалы:


Комментарии

Защита от автоматических сообщений