Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Сколько в России удаленных работников?

20.07.2018

В 2015 году сотрудничество вне офиса считалось очень перспективным трендом рынка труда, сообщает CIO.RU. К 2020 году каждый пятый будет работать удаленно, прогнозировали исследователи.

С апреля по июль 2017 года HAYS провели исследование актуальности удаленной работы среди 3 тыс. сотрудников компаний РФ. 90% опрошенных хотели бы в будущем перейти на работу из дома. В компаниях 59% респондентов уже есть сотрудники на удаленной основе. При этом 76% сказали, что считают удаленную работу трендом, а 86% полагают, что такой формат взаимодействия сокращает издержки компании.

Что сейчас происходит в сфере удаленного сотрудничества?

CIO.RU отмечает, что за три последних года число вакансий для удаленного сотрудничества увеличилось на 10%. При этом процент лиц, которые все время работают дома, составляет всего 5%. Как сообщает кадровая компания «Юнити», 90% работодателей России хотят внедрить удаленную форму работы, однако не понимают, с чего начать. Редакция CFO Russia узнала, насколько развито удаленное сотрудничество в крупнейших компаниях РФ.

«Юнити» прогнозирует, что через 2 года число удаленных работников может увеличиться всего на 7–10%. Даже ИТ-компании не показывают масштабного перевода сотрудников на рабочее взаимодействие вне офиса.

Согласно исследованию социальной сети «Мой круг», только 30% ИТ-специалистов работают удаленно. Штатные сотрудники обычно трудятся в офисе. Статистика HeadHunter показывает, что всего 7% вакансий Java-программистов нацелены на сотрудничество вне офиса и 10% – на гибкий график.

Каковы сложности сотрудничества в удаленном формате?

«Юнити» сообщает, что большинство организаций заинтересовано в удаленном сотрудничестве с целью экономии затрат, однако его распространению препятствуют следующие проблемы:

  • трудности контроля выполнения заданий. Российские руководители предпочитают постоянно следить за подчиненными и при необходимости исправлять их ошибки;

  • сложности взаимодействия. Коммуникация исключительно по работе экономит время, однако способна и ухудшить взаимоотношения сотрудников. Руководитель не может исследовать мотивацию подчиненного, который получает меньше информации, чем при живом общении;

  • риски корпоративной безопасности. Исследование Deloitte отмечает, что 61% руководителей российских компаний боится переводить своих работников на удаленный формат из-за риска раскрытия конфиденциальных данных.

Большинство трудностей перевода сотрудников на работу вне офиса связаны с непониманием организации такого рабочего взаимодействия.

Deloitte отмечает, что всего 10% российских менеджеров разработали стратегию управления всеми работниками. В «Юнити» сообщают, что руководители не готовы к удаленной форме взаимодействия: у них мало опыта, отсутствуют методы управления и определенности по развитию.

Что думают сотрудники крупных компаний об удаленном формате работы?

Валентина Ватрак, директор по корпоративному развитию и управлению персоналом «МегаФона», подтвердила, что удаленная работа пока не получила широкого распространения в российских компаниях. Руководители привыкли держать все под контролем, а сотрудникам сложно сосредоточиться в домашнем пространстве.

«У нас удаленно работает 0,1% сотрудников. Такой маленький процент обуславливают в том числе особые требования к конфиденциальности данных. Однако скоро у нас будет готово технологическое решение, которое позволит быстро обучать удаленных сотрудников и обеспечивать безопасность данных», – добавила Валентина Ватрак.

«Количество удаленных сотрудников во многом зависит от специфики компании, – отметила Нина Павличева, заместитель генерального директора по персоналу ЦВ «ПРОТЕК». – Полностью на “удаленке” у нас работают всего 5 человек. При этом есть должности, на которых разрешено периодически выполнять свои обязанности из дома. Количество сотрудников, которые частично или полностью работают вне офиса, у нас выросло по сравнению с 2016 годом с 30 до 50 человек. В основном это ИТ-специалисты, работники бухгалтерии и аналитики.

Увеличивать или уменьшать число сотрудников на “удаленке” мы не планируем, так как специфика компании предполагает присутствие на рабочем месте. При этом каждый случай рассматривают отдельно. Если у сотрудника есть потребность работать из дома и обязанности позволяют это делать, то мы идем навстречу».

«Приведенные в исследованиях цифры отражают реальное положение дел, – согласилась Дарья Крячкова, директор департамента кадровой политики ГМК «Норникель». «Для перевода команд на удаленную работу нужно продумать и внедрить систему инструментов удаленной организации, контроля, мотивации и обратной связи для работников. Для формирования подобного инструментария нужны практический опыт и время. При этом сотрудники, которым предлагают такой формат, должны обладать самодисциплиной и желанием работать вне офиса.

В “Норникеле” большинство сотрудников – производственный персонал, и только функциональные службы могут работать удаленно. Мы следим за трендами рынка и опытом коллег, но у себя практиковать удаленное сотрудничество пока не планируем», – отметила Дарья Крячкова.

Другие опрошенные представители промышленных компаний также сообщили, что у них нет удаленных сотрудников.

«Для нашего рода деятельности удаленная работа не подходит. Если учитывать бухгалтеров, то я думаю, что в России количество удаленных сотрудников уменьшается. Становится меньше предприятий, которые могли бы позволить себе удаленных работников. Думаю, они нужны только в малом бизнесе», – сообщил представитель крупной российской промышленной организации.

«У нас тоже нет удаленных сотрудников, потому что такова специфика деятельности управляющей компании. Нам важно, чтобы все были в офисе, так как наша работа требует тесного взаимодействия. А в целом, я считаю, что в России растет число удаленных сотрудников», – сказал сотрудник одной из крупнейших компаний энергетического сектора России.

«Количество удаленных сотрудников растет, потому что так удобнее работать, – подтвердила сотрудница одного из крупнейших ритейлеров России. – Можно находиться вне офиса и общаться по почте. Если, например, находишься на больничном, можно совмещать его с работой».

Пока у российских компаний нет острой необходимости значительно увеличивать количество удаленных сотрудников. Однако некоторые задумываются о развитии такого формата из-за его преимуществ. При этом есть отрасли, в которых компании нуждаются только в штатных работниках. Возможно, в будущем будет больше вакансий для удаленного взаимодействия. Пока их количество растет, но резкого всплеска не наблюдается.

Юлия Сильченко


Комментарии