• Сегодня 16 июля 2024
  • USD ЦБ 87.81 руб
  • EUR ЦБ 95.78 руб
Двенадцатая конференция «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса»

Сколько магазинов открыли и сколько закрыли ключевые игроки российского ритейла?

22.02.2023

Многочисленные беспрецедентные события 2022 года мало отразились на росте сетей. Большинство российских ритейлеров выполнили свои планы открытий, но оставшиеся международные сети пока приостановили рост, некоторые из них воздержались от публичного подведения итогов. По традиции, Retail.ru выяснил, сколько магазинов открыли и сколько закрыли ключевые игроки российского розничного рынка в 2022 году, и сравнил их с результатами 2021 года.

Х5 Group 

За 2022 год Х5 Group открыла 2202 магазина против 1366 – в 2021 году. Такой скачок роста обусловлен расширением форматов у дома и жестких дискаунтеров, а также благодаря стратегическому партнерству с группами компаний «Красный Яр» (226 магазинов) и «Слата» (362 магазина).

Сеть жестких дискаунтеров «Чижик» запустила 445 магазинов, достигнув 517 магазинов, и вышла в 9 новых регионов страны. Напомним, что за 2021 год X5 Group открыла 1,2 тыс. магазинов «Пятёрочка», 57 – «Перекрёстков» и 68 – «Чижиков».

«Магнит»

Пока компания не раскрывать показатели роста, но, по оценке Infoline, за 9 месяцев 2022 года сеть «Магнит» открыла больше 1000 магазинов: 971 точку в сегменте FMCG и 242 – «Магнит Косметик». Напомним, что по итогам 2021 года сеть «Магнит» превысила свой прогноз роста: было открыто 2295 магазинов, закрыто – 259. Кроме того, в 2022 году «Магнит» начал прорабатывать концепцию новой сети дискаунтеров.

«Светофор»

По данным Infoline, у «Светофора» за 9 месяцев 2022 году появилось около 350 новых торговых точек, а за 2021 год сеть открыла более 1100 магазинов.

Mercury Group 

Объединяет 2 сети алкомаркетов: «Красное и Белое» и «Бристоль». По версии Infoline, за 9 месяцев 2022 года открыла 2929 новых магазинов.

Fix Price 

Сеть открыла более 750 новых магазинов, собственных и франчайзинговых. К концу декабря 2022 года количество точек выросло до 5661 в России и странах ближнего зарубежья. По итогам 2022 года выручка Fix Price составила 277,6 млрд рублей, что на 20,5% больше результатов 2021 года. В 2021 году сеть росла примерно такими же темпами: было открыто 737 магазинов, включая 626 находящихся под управлением компании, и 111 франчайзинговых.

«ВкусВилл»

В 2022 году «ВкусВилл» запустил 125 новых магазинов и 21 даркстор. Закрыто 67 неэффективных точек. В настоящее время сеть управляет 1360 магазинами и 124 дарксторами, а годом ранее насчитывала 1300 магазинов. Сеть вышла в новые города и развивает новые форматы. Так, за 2022 год было открыто более 500 вендингов, что на 333 аппарата больше, чем в 2021 году. Аппараты продают продукты с короткими сроками и чистыми составами, без консервантов и других искусственных добавок.

«ВинЛаб»

Сеть супермаркетов напитков за прошлый год выросла с 1000 до 1350 точек, таким образом, ее масштаб увеличился на 35%. Объем продаж вырос на 52,3% по сравнению с прошлым годом, трафик – на 37,1%, like-for-like-продажи – на 8,3%, средний чек – на 11,1%.

«Лента»

«Лента» открыла 1 гипермаркет и 104 магазина малых форматов, при этом закрыла 42 магазина малых форматов. По состоянию на 31 декабря 2022 года под управлением «Ленты» находилось 259 гипермаркетов, 561 супермаркет и магазин «Мини Лента» общей торговой площадью почти 1,79 млн кв. м.

«Азбука Вкуса»

В 2022 году в сети открылось 4 магазина (2 супермаркета, 2 минимаркета). Закрылось 2 супермаркета и 1 гипермаркет. На конец 2022 года сеть управляла 172 магазинами, на один меньше, чем годом ранее. Был запущен дополнительный цех по производству кофе в Москве, который позволит увеличить выпуск готовой продукции в 3 раза – до 45 тонн в месяц.

«О’Кей»

Группа закрыла 3 магазина «О`Кей» и открыла 4 гипермаркета в центральной части России и 42 дискаунтера «Да!». В настоящее время под управлением группы находится 79 гипермаркетов. Чистая розничная выручка выросла на 8,1% год к году и достигла 200,2 млрд рублей. Чистая розничная выручка дискаунтеров «Да!» выросла в 1,5 раза год к году и достигла 53,3 млрд рублей за счет увеличения выручки на 26,8% и роста торговых площадей сети на 26,7%.

Metro Cash&Carry 

За прошлый год у сети не было открытий, количество торговых центров не изменилось. В настоящее время в России Metro Cash&Carry управляет 93 торговыми центрами в 51 регионе. Компания продолжает развивать ecom-каналы и франшизу «Фасоль».  За календарный год открыто 118 магазинов, сейчас в сети «Фасоль» 1727 магазинов. Продажи Metro в России выросли на 7,9% в местной валюте в 2021/2022 финансовом году (октябрь 2021 – сентябрь 2022) и составили 2,9 млрд евро. В первом квартале 2022–2023 финансового года (завершился 31 декабря) продажи компании в России выросли на 11,3% в годовом выражении и составили 888 миллионов евро.

SimpleWine 

Сеть в 2022 году открыла 22 винотеки и вышла в новые для себя города. Также были открыты 3 винотеки в новом демократичном формате. Закрытий не было. На конец 2022 года сеть управляла 73 винотеками.

«Авокадо»

Франчайзинговая сеть по итогам 2022 года достигла 4500 точек. Годом ранее  сеть  объединяла 3300 магазинов.

«Победа»

Сеть жестких дискаунтеров за 2022 год открыла 160 новых магазинов разных форматов. В Волгоградской области компания открыла современный технологичный логистический центр. Сейчас более 450 магазинов «Победа» работают в форматах «продсклад» и «продмаг».

«Командор»

Красноярский ритейлер открыл новый распределительный центр и 56 магазинов: 3 супермаркета «Командор» и 53 дискаунтера «Хороший». В 2021 году было открыто 26 магазинов. За 2022 год закрыт только один магазин у дома «Командор» в Абакане. Размер сети достиг 386 магазинов разных форматов: «Аллея», «Командор», «Хороший».

«ХлебСоль» 

В начале прошлого года сеть состояла из 286 дискаунтеров, за 2022 год открыт еще 1 магазин, закрыто 5 магазинов из-за неудовлетворительных показателей. В конце 2022 года сеть «ХлебСоль» объединяла 282 магазина.

«Слата»

Ритейлер не открыл ни одного супермаркета и закрыл 1 нерентабельный. Теперь в сети осталось 79 магазинов. Но были проведены реконструкции, связанные с обновлением магазинов.

«Красный Яр»

Красноярская сеть в последние годы открывала только дискаунтеры, и 2022 год не стал исключением: был открыт 21 магазин «Батон». Были и закрытия: закрыт 1 гастроном «Красный Яр», который, как пояснили в пресс-службе, находился в очень маленьком помещении и перестал соответствовать формату, а также закрыт 1 дискаунтер «Батон». На конец 2022 года в группе было 64 гастронома «Красный Яр» и 169 дискаунтеров «Батон». Напомним, что в 2021 году группа закрыла 2 и открыла 24 новых дискаунтера «Батон».

«Близкий»

Дальневосточная сеть жестких дискаунтеров за 2 года (2021 и 2022) выросла с 9 до 99 магазинов, в январе 2023 года состоялось открытие 100-го магазина. «Близкий» входит в ГК «Невада» наряду с гипермаркетами и супермаркетами «Самбери», а также сетью минимаркетов «Раз Два».

«Покупочка»

Волгоградский ритейлер за год открыл 73 магазина нового формата «ПокупАлко». В конце 2022 года в сеть входил 301 магазин. По итогам года прирост LFL-выручки всей сети составляет 17%, нового формата «ПокупАлко» – 39%.

«Ярче!»

По итогам 2022 года сибирская сеть «Ярче!» управляла 786 магазинами, тогда как год назад их было 685.

«Реми»

Дальневосточный игрок «Реми» в прошлом году открыл 10 торговых точек различного формата в регионах присутствия, закрытий не было. В сеть входят 57 гипермаркетов и супермаркетов. В сети «Реми» переосмыслили концепцию гипермаркета и запустили новый формат – «Реми сити», который отличает широкий выбор ассортимента, фермерские корнеры, собственный фуд-корт.

«ЖизньМарт»

Екатеринбургская сеть, развивающаяся по франшизе,  за 2022 год запустила 52 магазина и вышла в новые города. Ни один магазин не закрывался, но один из магазинов в Екатеринбурге сменил адрес и переехал. Итого по завершении года в сети насчитывается 83 магазина. Напомним, что в 2021 году сеть открыла 27 магазинов.

«Spar Калининград»

К началу прошлого года в сети было 70 магазинов Spar, в 2022 году открыли 7, закрытий не было. Таким образом, по итогам прошлого года «Spar Калининград» управляет 77 супермаркетами.

«Бегемаг»

Кузбасский ритейлер открыл 4 универсама «Бегемаг» и 1 – Spar. Закрытий не было. По итогам года в сеть входит 69 магазинов.  

«Квартет вкусов»

Пилотный продуктовый проект, работающий во Владивостоке, в 2022 году обособился от DNS и стал самостоятельным бизнесом. По итогам года сеть вышла на положительную операционную рентабельность. Выручка в 2022 году по сравнению с 2021 годом выросла на 57% (1664 млн рублей против 1061 – в 2021 году), количество магазинов – на 18% – с 33 до 39, торговая площадь выросла на 13%.

Melon Fashion Group 

Группа открыла и релоцировала  на большие площади 134 магазина. В настоящее время у компании 867 магазинов – собственных и франчайзинговых: под брендом Zarina – 286, Befree – 255, Love republic – 159, Sela – 167. Для сравнения: в 2021 году группа открыла 107 новых магазинов (62 – собственная розница, 45 – франчайзинговые), релоцировала 16 собственных и 8 франчайзинговых точек.

Kari 

По итогам 2021 года обувной ритейлер управлял 1300 магазинами. К концу 2022 года сеть приросла новыми торговыми площадями на 288 300 кв. м. Часть действующих магазинов были модернизированы и расширены на 47 896 кв. м за год. В декабре открылось представительство и первый семейный гипермаркет Kari в Ереване. Ритейлер развивает несколько форматов: обувные магазины Kari, детские универмаги Kari Kids и семейные гипермаркеты Kari.

Gloria Jeans 

В 2022 году бренд одежды и аксессуаров открыл 70 магазинов, сеть выросла до 675 точек в 300 городах.

Zenden 

Сеть управляет 250 магазинами, за 2022 год было открыто 13 точек.

«Котофей»

Российский бренд детской одежды и обуви за 2022 год открыл 24 новых магазина. Сегодня в сеть магазинов детской одежды и обуви «Котофей» входят 185 магазинов, 13 из которых являются собственными, остальные работают по франшизе.

«585*Золотой»

Сеть в 2022 году открыла 48 магазинов, активно развивала новый бренд магазинов премиальных украшений «585*Diamonds» (работает 8 объектов) и открыла первый в стране мультибрендовый ювелирный гипермаркет площадью 1100 кв. м. Компания управляет более 1000 магазинов, которые расположены практически в каждом городе страны, 400 магазинов работает по франшизе в России, Казахстане и Молдове. «585*Золотой» сохраняет статус крупнейшего российского ювелирного ритейлера.

Sokolov 

За 2022 год компания Sokolov открыла 42 новых магазина, всего собственная сеть компании насчитывает 342 торговые точки.

DIY «Петрович»

В прошлом году у «Петровича» не было открытий, более того, закрылся строительно-торговый центр (СТЦ) на Алтуфьевском шоссе. Компания инвестировала средства в реконструкцию – например, построила новый СТЦ вместо старого на Мурманском шоссе в Ленинградской области. В настоящее время в сеть входят 20 строительно-торговых центров. В 2021 году «Петрович» открыл 1 полноформатный строительно-торговый центр в Москве на Дмитровском шоссе.

Hoff 

Мебельный ритейлер открыл 3 магазина, закрытий не было. К концу года в сеть входили 62 магазина. Напомним, что в конце 2021 года количество гипермаркетов Hoff составляло 58, тогда за год было открыто 9 магазинов.

DNS

Ритейлер закрывал магазины активнее, чем открывал: за 2022 год открыт 171 магазин, а закрыто 316. По данным на декабрь 2022 года, в состав сети входит 2613 магазинов. А вот в январе 2022 года у сети было 2772 магазина, и за 2021 год она открыла более 500 магазинов.

«Позитроника»

За 2022 год франчайзинговая сеть запустила 2 полноформатных магазина «Позитроника» совокупной площадью более 500 кв. м. «В течение 2022 года мы оптимизировали сеть, развивали интернет-магазин positronica.ru и налаживали коммуникацию с франчайзи и покупателями. Это позволило добиться высоких успехов и сохранить пул франчайзинговых партнеров с показателями более 250 розничных точек», – комментирует результаты 2022 года ритейлер. В 2021 году сеть открыла 133 магазина в формате «Поинт» и 9 полноформатных магазинов «Позитроника». Было закрыто 75 торговых точек.

«Читай город – Буквоед»

В 2022 году объединенная розничная сеть «Читай-город – Буквоед» в основном продолжила развитие в городах своего присутствия. Суммарно было открыто 24 новых книжных, из них – 21 магазин под брендом «Читай-город». Сеть вошла в новые для себя города. Под брендом «Буквоед» открылись 3 магазина. На январь 2023 года объединенная розничная сеть насчитывает 714 магазинов: 563 магазина «Читай-город» и 151 магазин «Буквоед». В 2021 году ритейлер открыл 46 новых магазинов.

«Вкусно – и точка»

С июня по декабрь 2022 года «Вкусно – и точка» открыла 851 ресторан и таким образом возобновила работу всех бывших предприятий «Макдоналдса». Есть точки, которые были закрыты в рамках оптимизации. Например, из-за неудачной локации или невозможности договориться с арендодателями. Тем не менее, вместо них были открыты новые точки в других более актуальных локациях.

Cofix 

В России в 2022 году международная сеть кофеен открыла 75 новых точек, увеличив их количество в стране до 281. Закрыть пришлось 18 кофеен, но некоторые из них не навсегда: часть закрытых точек ждет релокация и повторное открытие. Показатель закрытий в 2022 году был лучше, чем годом ранее, когда пришлось остановить работу более 20 точек. В 2022 году открыто еще 19 кофеен в Беларуси. К концу 2022 года работали 48 кофеен в Беларуси и 1 кофейня – в Казахстане. Итого в странах СНГ – 330 кофеен Cofix.

«Теремок»

По итогам года «Теремок» обновил 10 ресторанов и открыл 6 ресторанов большого формата, продолжил развивать сегмент доставки и активно продвигать собственную программу лояльности. Сейчас сеть управляет 326 заведениями. Оборот составил 14,6 млрд рублей, что на 33% больше, чем годом ранее. 

«Мираторг»

В прошлом году агрохолдинг открыл 16 бургерных «Стейк&Бургер», таким образом сеть бургерных расширилась до 42 заведений.

Wildberries 

За 2022  год маркетплейс увеличил число собственных и партнерских ПВЗ на 10,9 тыс. – до 27 тыс. Партнерских пунктов в стране насчитывается 13,3 тыс. Также компания запустила с июля более 200 тыс. кв. м новых складских площадей.

Ozon 

За год маркетплейс расширил сеть пунктов выдачи заказов с 13 тыс. до 16 тыс. точек. Компания вдвое увеличила количество складов: по итогам III квартала у Ozon 17 складов в 14 городах.

«Яндекс Маркет»

В настоящий момент вся сеть ПВЗ «Маркета» объединяет больше 10 тысяч пунктов, в том числе партнерские. В  2021 году ПВЗ было 7,5 тыс.


Комментарии

Защита от автоматических сообщений