Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Нельзя вот так взять и продать Почту России

12.02.2014

Разговоры о возможном акционировании Почты и ее последующем выходе на IPO ведутся достаточно давно. Впрочем, на этот раз правительство особенно заинтересовано в как можно более скором первичном размещении в связи со значительным дефицитом федерального бюджета на 2014-2016 годы.

На мой взгляд, планируемое в перспективе ближайших 5 лет IPO Почты России действительно может стать успешным. На памяти ― недавнее IPO на LSE Royal Mail Group Ltd., почтовой службы Великобритании. Впрочем, Почте России необходимо проделать достаточно большой путь перед тем, как можно будет говорить о готовности компании выйти на биржу.

Дело в том, что Почта России на текущий момент работает достаточно неэффективно. При выручке за 2012 год в 129 млрд руб. чистая прибыль ФГУП составляет всего 0,8 млрд. Причем, сюда уже включены значительные госсубсидии в размере более 5 млрд руб. Основная проблема Почты России, которую предстоит решить – сокращение издержек. Так, по моим оценкам, сейчас почти 30 тыс. из около 42 тыс. отделений убыточны. Я думаю, что для сокращения издержек необходимо сократить количество отделений минимум на четверть. В РФ на 1 млн домохозяйств приходится 768 отделений. Для сравнения: вышедшая в прошлом году на IPO британская Royal Mail Group обслуживает то же количество домохозяйств всего 482 отделениями. Да, плотность населения в РФ значительно ниже, но, на мой взгляд, это различие вполне можно компенсировать установкой почтоматов, аналогично проекту Qiwi Post.

Если процесс акционирования будет происходить параллельно с сокращением издержек и будут реализованы планы по развитию спектра финансовых услуг на основе собственной банковской лицензии, а также сохранятся высокие темпы роста рынка e-commerce на 20-30% г/г – актив станет привлекательным для частных, в т.ч. институциональных, инвесторов. Тогда уже можно будет говорить и об IPO. Инвесторы определенно оценят развитую розничную сеть Почты России, которая поможет успешно развивать вышеперечисленные услуги.

Тимур Нигматуллин, аналитик Инвесткафе

Наши конференции:


Комментарии