Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Минфин рассмотрит варианты бюджетных маневров или сокращения расходов

12.09.2013

На мой взгляд, пересмотр уровня дефицита федерального бюджета на 2014 и 2015 годы в сторону повышения было ожидаемым событием. Рост дефицита обусловлен сокращением доходной части бюджета на фоне замедления темпов экономического роста России при одновременном сохранении значительной расходной части, в т.ч. для исполнения предвыборных обещаний президента. Напомню, что по итогам 2013 года ожидается, что экономика России вырастет всего на 1,8%, а в 2014 году на 2,8% или на 3%, но уже с учетом заморозки тарифов госмонополий. Для сравнения, ВВП России в 2012 году рос на 3,4%.

Низкие темпы экономического роста и, частично, сокращение совокупного российского экспорта (в 1 полугодие 2013 года на 2,74% г/г, до $254 млрд в условиях относительно стабильных цен на нефть) ведут к снижению налоговых поступлений в федеральный бюджет, в т.ч. и от госкомпаний. За январь-июль 2013 года федеральным бюджетом было недополучено налоговых доходов примерно на 6,8% от расчетных показателей или на 205 млрд руб. Между тем, налоговые поступления администрируемые ФНС формируют около 43% всех доходов федерального бюджета. Судя по всему правительство ожидает сохранения тенденции и в 2014-2015 годах.

На мой взгляд, ситуация вынудит Минфин рассмотреть варианты бюджетных маневров или сокращения расходов, которые будут вынесены на утверждение Госдумой 1 октября.  Впрочем, я не ожидаю, что бюджет ждет масштабный секвестр. Дело в том, что дефицит в размере 0,6-1% от ВВП будет возможно покрыть за счет заимствований. Напомню, что по сравнению с госдолгом Японии (211% от ВВП), Италии (127% от ВВП) или Греции (156% от ВВП), российский госдолг выглядит незначительным. На начало 2 квартала 2013 года долг органов госуправления составлял примерно $58 млрд что соответствует  3% от ВВП.

Тимур Нигматуллин, аналитик Инвесткафе

Наши конференции:


Комментарии