Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Мегафон и Связной. Продолжение следует...

26.08.2013

Мегафон и Вымпелком последовательно реализуют стратегию по прекращению сотрудничества со Связным и другими менее крупными мобильными ритейлерами посредством прекращения приема платежей и продаж контрактов, либо значительным снижением соответствующих отчислений. На мой взгляд, основная причина подобных действий операторов обусловлена потребностью в сокращении значительных коммерческих расходов, а также структурой собственности основного конкурента Связного – Евросети. Напомню, что Вымпелком и Мегафон владеют по 50% мобильного ритейлера. В целом, подобные действия операторов не вызывают удивления, ведь монобрендовые сети операторов уже практически сравнялись по количеству салонов с основными игроками рынка – Евросетью и Связным. На данный момент у Евросети есть 5 тыс. салонов, у Связного 3,332 тыс., у Вымпелкома около 1 тыс. собственных точек плюс 50% в Евросети, у Мегафона 1,8 тыс. и 50% в Евросети, а у МТС 4,5 тыс. салонов.

По ВымпелКому, в силу его холдинговой структуры, данные не актуальны, но по отчетности Мегафона хорошо видно, к чему приводит данная стратегия. Например, комиссии оператора дилерам за 1 полугодие 2013 года сократились на значительные 37% г/г, до 2,533 млрд руб., а комиссии за сбор платежей сократились на 4,7% г/г, до 2,115 млрд руб. Общая экономия Мегафона на данных видах платежей по итогам 1 полугодия 2013 года составила порядка 1,913 млрд. В целом, сокращение коммерческих расходов в значительной мере обусловило рост операционной прибыли Мегафона за 1 полугодие 2013 года на 48,8% г/г, до 41,4 млрд руб.

Однако, на мой взгляд, Мегафон и Вымпелком выбрали не самый подходящий момент для сокращения коммерческих расходов. Дело в том, что уже с 1 декабря 2013 года в тестовом режиме станет предоставляться услуга по сохранению мобильного номера при переходе от одного оператора к другому (MNP), а весной 2014 года ожидается полноценный запуск данного сервиса. По разным оценкам, переток абонентов между операторами после введения MNP может составить около 3-10 млн в течение года. Столь значительные цифры обусловлены относительно высоким уровнем оттока абонентов, характерного для России. У МТС соответствующий показатель во 2-м квартале 2013 года составил 9,4%, у российского сегмента Vimpelcom Ltd. за аналогичный период показатель составил 14%. Мегафон не раскрывает подобную информацию, но, по моим оценкам, показатель оператора составляет около 10-11%.

В целом же я нейтрально воспринимаю новости о прекращении сотрудничества Вымпелкома и Мегафона со Связным. Дело в том, что положительный эффект от значительной экономии на коммерческих расходах может быть нивелирован сокращением темпов прироста абонентской базы в условиях введения MNP.

Тимур Нигматуллин, аналитик Инвесткафе

Наши конференции:


Комментарии