• Сегодня 29 марта 2024
  • USD ЦБ 92.26 руб
  • EUR ЦБ 99.71 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями

Трансаэро влетело в долги

05.07.2013

За 2012 год выручка Трансаэро выросла на 35% до 91 млрд руб. Показатель от пассажирских авиаперевозок поднялся на 33% на фоне увеличения пассажиропотока и пассажирооборота на 22,2% и 23,6% соответственно. Результат этот заметно выше, чем у российского рынка авиаперевозок в целом: за аналогичный период совокупный пассажиропоток повысился на 15,5%, а пассажирооборот — на 17,4%.

У компании самый высокий показатель загрузки кресел среди лидеров рынка — 82,5%, что положительно сказывается на эффективности бизнеса. Кроме того, пассажирский трафик Трансаэро наиболее значительно вырос на международных направлениях: 25% против 18% на российских. И это также позитивно для показателей маржи. Выручка от перевозок по международным направлениям увеличилась от 16% (Азия) до 66% (Америка).

На фоне замедленного повышения операционных затрат операционная прибыль Трансаэро за 2012 год выросла в 14 раз, до 8 млрд руб., а операционная маржа повысилась с 1% до 9%. Рост операционных затрат составил около 24%. В наибольшей степени это обусловило повышение расходов на топливо на 18%, которые формируют более 40% совокупных издержек группы. Свой вклад также внесло увеличение расходов на аэропортовое обслуживание и на оплату труда. Тем не менее благодаря опережающему росту выручки EBITDAR год к году увеличился втрое, до 13,4 млрд руб., а рентабельность EBITDAR выросла с 6% до 14,6%, что является очень хорошим результатом, очень близким к аналогичному достижению Аэрофлота, равному 14,7%.

 [Трансаэро влетело в долги] [пассажиропоток, убыток, долговая нагрузка, авиаперевозки] [Трансаэро] [Транспорт]

Однако ниже строки операционной прибыли компании порадовать нечем. Прежде всего, стоит отметить повышение финансовых расходов на 42%, что связано с наращиванием долговой нагрузки. Большая часть издержек пришлась на процентные расходы по обязательствам по финансовой аренде, которые выросли на 35%, и проценты по кредитам, увеличившиеся на 39%. По итогам года объемы долгосрочных кредитов на балансе компании увеличились на 54%, краткосрочных займов — на 34%, краткосрочных обязательств по финансовой аренде — на 27%. Чистый долг стал выше на 26%, в результате показатель чистый долг/EBITDAR составил 5,7х. За счет трехкратного роста EBITDAR, это гораздо меньше, чем в 2011 году, однако все равно представляется очень высоким уровнем. Для сравнения, у Аэрофлота чистый долг/EBITDAR равен 1,7х, у ЮТэйра — 2,7х. Высокая долговая нагрузка является серьезным поводом для беспокойства. На фоне улучшения генерации операционных денежных потоков коэффициент EBITDA/процентные расходы у Трансаэро вырос с 0,36х в 2011 году до 1,26х в 2012 году. Это далеко от приемлемого уровня, что отражает высокие риски и давление на чистый денежный поток.
Из-за повышения финансовых и налоговых расходов Трансаэро завершило 2012 год с чистым убытком 228 млн руб. против прибыли 2,2 млрд руб. годом ранее. Хотя стоит обратить внимание, что результат по чистой прибыли 2011 года был достигнут благодаря разовым факторам: на нем сказалась крупная статья прочих доходов.

 [Трансаэро влетело в долги] [пассажиропоток, убыток, долговая нагрузка, авиаперевозки] [Трансаэро] [Транспорт]

Рост долговой нагрузки и финансовых расходов, который привел к убытку на уровне чистого финансового результата, вероятно, был связан с увеличением самолетного парка группы в собственности и в финансовой аренде, а также с необходимостью финансировать значительное расширение маршрутной сети. В свою очередь, эти шаги позволили опережающими темпами увеличивать пассажиропоток и расширить долю рынка авиаперевозок в России в терминах пассажиропотока с 13,2 до 13,9%.
Полагаю, отчетность Трансаэро в целом должна понравиться инвесторам, поскольку она свидетельствует о значительном прогрессе на операционном уровне, хотя крупный долг является фактором риска. Одним из главных положительных моментов является существенное повышение рентабельности бизнеса. Кроме того, рынок должен позитивно отреагировать на сам факт публикации отчетности МСФО, поскольку это означает повышение информационной прозрачности компании.

 [Трансаэро влетело в долги] [пассажиропоток, убыток, долговая нагрузка, авиаперевозки] [Трансаэро] [Транспорт]
 [Трансаэро влетело в долги] [пассажиропоток, убыток, долговая нагрузка, авиаперевозки] [Трансаэро] [Транспорт]

Трансаэро фундаментально привлекательно благодаря динамичному развитию российского рынка авиаперевозок. Я рассчитываю, что по итогам 2013 года пассажирооборот компании повысится как минимум на уровне рынка — 22%, а выручка поднимется на 25%. При этом полагаю, что операционная маржа может еще подрасти (прогноз по рентабельности EBITDA составляет 15%). Однако потенциал роста стоимости компании ограничивает высокая долговая нагрузка, которая может отпугивать инвесторов, и низкая ликвидность бумаг. Целевая цена акций Трансаэро, полученная методом сравнительного анализа, составляет 148 руб. рекомендация — «держать».


Кира Завьялова, аналитик Инвесткафе


Комментарии

Защита от автоматических сообщений