Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Аэрофлот улетает от убытков

24.06.2013

По словам гендиректора компании, «дочки» Аэрофлота уже в этом году должны выйти на прибыль или, по крайней мере, в ноль. Также глава Аэрофлота озвучил прогноз по росту пассажирских перевозок. Ожидается, что в текущем году он составит не менее 15%. На мой взгляд, это довольно консервативная оценка, поскольку я не думаю, что макроэкономическая ситуация в России скажется на рынке авиаперевозок в 2013 году.

Беспокойство руководства Аэрофлота по поводу убыточности региональных «дочек» стоит воспринимать как хорошую новость, свидетельствующую о том, что если не в этом, то хотя бы в следующем году будут достигнуты какие-то результаты в этом направлении. Для того чтобы вывести «дочек» на положительную прибыль, Аэрофлоту нужно добиваться повышения их операционной эффективности. По авиакомпании Россия показатели не раскрывались, однако менее крупные «дочки» не продемонстрировали существенных улучшений за прошлый год. Критическая ситуация сохраняется у Владивосток Авиа, которая по-прежнему показывает убыточность — уже на уровне валовой прибыли. Операционные расходы сократились всего на 2% — до 12,3 млрд руб. по итогам 2012 года, тогда как выручка упала на 10% — до 10,26 млрд руб. Чистый убыток увеличился до 2,9 млрд руб. с 2 млрд.

Между тем интеграция убыточных «дочек» оказывает серьезное давление на общую рентабельность Аэрофлота: операционная рентабельность сократилась чуть ли не вдвое — с 7,2% до 4%. При росте EBITDA на 4%, рентабельность EBITDA сократилась на 4 п.п. — до 8%. Рентабельность по показателю EBITDAR упала с 18,4% до 15%. На фоне падения операционной прибыли в целом по группе Аэрофлот получил на 66% меньше чистой прибыли, чем годом ранее. В условиях отсутствия генерации денежных средств от операционной деятельности региональных дочерних компаний серьезную проблему представляет обслуживание их долгов.

Судя по всему, в этом году руководство уделяет достаточно внимания исправлению ситуации. В частности, уже были объявлены планы по реструктуризации авиакомпании Россия в целях улучшения операционной эффективности. Хотя, на мой взгляд, достаточно высока вероятность того, что прибыли в балансах дочерних авиаперевозчиков в этом году еще не появится. Тем не менее прогресс в этом направлении и соответствующее улучшение консолидированных показателей все равно стали бы хорошим драйвером роста рыночный цены акций Аэрофлота.

Несмотря на экономическую нестабильность, ключевым фактором инвестиционной привлекательности компании остается динамичный рост российского рынка авиаперевозок. По словам главы авиакомпании, последнее должно сказываться на мобильности населения, однако если это произойдет, то на показателях Аэрофлота отразится в последнюю очередь. И все же озвученный прогноз — не менее 15% — звучит слишком пессимистично. Согласно оперативным данным Росавиации, за январь-май рынок вырос на 16,2% год к году в терминах пассажиропотока и на 20% — по пассажирообороту. Замедления не происходит, и я ожидаю роста рынка по итогам года на 19-21%. Аэрофлот последние месяцы обгоняет сектор на 1-2 п.п., так что я прогнозирую, что по итогам 2013 года темпы роста будут не ниже уровня 2011 года — 20% г/г по пассажирообороту. На темпах роста авиаперевозчика негативно сказывается загруженность и проблемы базового аэропорта, поэтому перенос части рейсов во Внуково с октября-ноября придаст им дополнительный импульс к концу года.

Кроме того, вскоре может появиться нефундаментальный драйвер для роста котировок авиаперевозчика, а именно приватизация госпакета. Хотя сейчас это выглядит не имеющим особого смысла, тот факт, что эта тема затрагивалась на ПМЭФ, означает, что она находится в фокусе внимания властей. Таким образом, в обозримом будущем правительство может дать повод для спекуляций участникам рынка. Сейчас неплохой момент для покупки бумаг Аэрофлота. Несмотря на то, что с начала года они существенно подорожали, акции по-прежнему торгуются с дисконтом к аналогам и хорошим потенциалом роста. Долгосрочная цель — 65,4 руб. за акцию.

Кира Завьялова, аналитик Инвесткафе

Наши конференции:


Комментарии