Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Чем запомнится ритейлу 2012 год?

29.01.2013

В первую очередь стоит оценить, насколько успешно в 2012 году наши ритейлеры расширяли свои сети. Магнит увеличил торговые площади на 29,39%, количество торговых точек выросло в целом на 1575, а без учета магазинов косметики — на 1093. Таким образом, Магнит превысил свой план по открытию 1000 магазинов на 2012 год. Общее количество магазинов сети достигло 6994. ГК Дикси за год открыла 380 новых магазинов, увеличив торговые площади на 26%. Таким образом, группа стала лидером по приросту числа магазинов, которое повысилось на 33,9%, в то время как у Магнит прирост этого показателя замедлился до 29%. О’Кей остается в этом плане наиболее осторожным: количество магазинов этой сети увеличилось только 16,9% и достигло 81, что несколько ниже запланированного уровня. Ритейлер не смог запустить за 2012 год еще один магазин из-за задержек с оформлением документации. Однако сеть ориентируется на большие по площади магазины, поэтому стоит оценивать прирост торговых площадей, который оказался сопоставим с аналогичными показателями конкурентов и достиг 23,7%.

Источник: данные компаний

Что касается роста выручки, то здесь Магнит опять превзошел конкурентов по уровню органического развития (+34%), однако Дикси значительно опередила его, судя по результатам консолидированной отчетности группы, то есть с учетом приобретение ГК Виктория только в июле, а не с начала 2011 года. При таких параметрах оценки Дикси оказывается в лидерах с ростом выручки на 43,8%, в то время как по отчетности pro forma показатель поднялся только на 20,8%. Таким образом О’Кей занимает либо второе, либо третье место с ростом на 25,7%. Х5 остается в аутсайдерах с выручкой, прибавившей 8,3%, однако стоит отметить, что Х5 обладает наиболее высокой базой сравнения среди всех ритейлеров и по абсолютным показателям стоит на первом месте.

Источник: данные компаний

По LFL-показателям О’Кей выступает явным лидером. LFL-выручка сети поднялась на 7%, кроме того, ритейлер единственный в своем секторе показал рост посещаемости. В этом компании помогли активные промоакции, а старания его конкурентов в данном направлении не привели к столь же хорошим результатам. Наибольшее падение посещаемости — на 3,1% зафиксировала Х5. Даже 4-й квартал не смог переломить ситуацию: за этот период трафик снизился еще больше, чем в целом по году (-3,6%), в то время как Магнит и О’кей смогли с октября по декабрь значительно улучшить свои показатели по сравнению с данными за девять месяцев. Скорее всего, это было связано с ориентацией ритейлров на гипермаркеты, которые пользуются особой популярностью перед новогодними каникулами, так как для праздничного стола покупатели предпочитают приобретать больше товаров в менее дорогих магазинах.

Что же касается роста среднего чека, то тут нет равных ГК Дикси, по всей видимости, делающей в привлечении покупателей ставку на удобное расположение магазинов, а не на промоакции. Подтверждением этого можно считать значительное падение трафика в Дикси в 4-м квартале, когда покупатели предпочитали приобретать товары по акциям, щедро предлагаемым другими магазинами.

Источник: данные компаний

Итак, по совокупности данных можно сделать вывод, что Магнит удерживает лидерство в российском ритейле, и к концу 2013 года вполне может сместить Х5 с позиций лидера по выручке. Однако акции Магнита уже достаточно дорого стоят, поэтому их потенциал роста ограничен. Х5 остается в аутсайдерах, пока акции этой компании приобретать не стоит, хотя потенциал роста у них довольно высок. Х5 необходимо выровнять ситуацию с посещаемостью и нарастить темпы открытия новых магазинов. Дикси предлагает наиболее высокий потенциал роста, однако его реализация будет затруднительна в связи с низкой ликвидностью акций и большой долговой нагрузкой сети.

Источник: данные компаний

И все же я бы рекомендовала именно акции Дикси к покупке, так как на сегодня это наиболее динамичная компания сектора и у ее котировок хорошие перспективы роста. По Магниту рекомендация — «держать», а на более далекую перспективу можно приобрести и акции О’Кей, так как компания, по моему мнению, начнет активно расти года через два-три.

Дарья Пичугина, аналитик Инвесткафе

Наши конференции:


Комментарии