Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Дмитрий Зубцов, СберУниверситет: Востребованные цифровые компетенции руководителей

Дмитрий Зубцов, СберУниверситет: Востребованные цифровые компетенции руководителей  09.11.2020

В первой колонке я перечислил ключевые тренды цифровизации компаний и рассказал о занятиях в СберУниверситете, на которых менеджеры учатся применять IT-технологии для совершенствования бизнес-процессов. 23 октября 2020 года прошла V Международная конференция «Больше чем обучение: вызовы новой нормальности», на которой эксперты обсудили вопрос о том, какие цифровые компетенции следует развивать руководителям для повышения эффективности бизнес-процессов в новых условиях. В новом материале акцент будет сделан именно на этой теме. Я рассмотрю цифровые компетенции, которые необходимы менеджерам высшего и среднего звена, а также линейным руководителям, чтобы культуру компании можно было назвать технологической.

Диджитал-компетенции современного руководителя

Никакие передовые технологии не помогут на пути к цифровизации компании, если игнорируется необходимость сбора данных, их валидации и хранения.

Сбор данных должен быть связан с целями и задачами, которые ставят руководители. Поэтому менеджменту до внедрения IT-решений для работы с данными необходимо ответить на вопросы: «Для чего собирают эту информацию? Чем она будет полезна?» Только после этого можно верно сформулировать задачу разработчикам и IT-архитекторам, и их работа будет выстроена правильно.

Также руководителям стоит задуматься, какие именно данные им нужны. Для ответа на этот вопрос прежде всего необходимо определить, какие процессы существуют в компании. Именно они – важная составляющая бизнес-архитектуры организации, в которую входят карта компетенций и технологические карты. Когда данные собраны, необходимо запускать Data Mining и переходить к построению моделей машинного обучения.

Обучение цифровым компетенциям и навыкам в СберУниверситете

Программы университета

Обучение слушателей цифровым компетенциям и навыкам в СберУниверситете ведется с 2016 года, но особый размах оно приобрело в 2018 году.

Мы создаем и разрабатываем новые курсы по мере возникновения запросов в банке и его экосистеме, а также в связи с развитием технологий. Например, курс по искусственному интеллекту за год устаревает, поскольку новые разработки в этой области появляются практически каждый день. В прошлом году у нас проходило много курсов по ИИ, но они были ориентированы на общее ознакомление с темой и построение моделей. В 2020 году возникла потребность в более глубоком погружении в тему, поэтому мы разработали программы, которые напрямую связаны с цифровой платформой Сбера.

Подход к обучению

Чтобы максимально актуализировать обучение, перед разработкой программ мы всегда обсуждаем его возможные траектории с блоком «Технологии» и входящими в его состав тематическими IT-сообществами Сбера. Мы заранее заботимся об упрощении взаимодействия менеджеров с профильными специалистами, что значительно оптимизирует создание образовательного контента.

У создателей IT-курсов и слушателей часто возникает вопрос: «Благодаря каким моделям обучения, подходам и инструментам цифровые компетенции и навыки усваиваются эффективней?»

Мы убеждены, что они лучше всего усваиваются благодаря практике. Любая программа, нацеленная на то, чтобы слушатели разобрались в процессе, должна быть практикоориентированной – неважно, курс ли это, посвященный изучению языков программирования, или программа по знакомству с искусственным интеллектом. Согласитесь, очень сложно утверждать, что вы умеете водить, если ни разу не ездили за рулем, а только наблюдали за этим или читали в книгах.

При подборе инструментов, которые помогают менеджерам в приобретении цифровых компетенций и навыков, мы руководствуемся принципом: «Чему учим, на том и показываем». Так, мы используем SberCloud и Google Colab для изучения языка программирования Python, систему PostgreSQL для взаимодействия с SQL и отработки запросов и Java для обучения backend-разработке.

Измерение эффекта от обучения

К сожалению, единых метрик для измерения эффективности обучения менеджеров цифровым компетенциям и навыкам не существует. Окончание каждой очной программы включает в себя защиту проекта, при разработке которого обучающиеся используют освоенные технологии. После того, как слушатели завершают обучение на онлайн-курсе и успешно сдают итоговое тестирование, мы в дальнейшем отслеживаем, как приобретенные знания помогают выпускникам в работе, получая от них обратную связь и отсматривая проекты, которые они запускают. Например, мы обучаем слушателей технологии RPA (Robotic process automation), а затем считаем, сколько роботов наши выпускники внедрили на практике. Слушатели программы по искусственному интеллекту создают для бизнес-процессов Сбера модели машинного обучения. В результате количественные и качественные показатели деятельности организации улучшаются. Таким образом, эффективность обучения заключается в измеримом результате использования технологий в бизнес-процессах компании.

Дмитрий Зубцов, руководитель Академии технологий и данных СберУниверситета


Комментарии