Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Дмитрий Зубцов, СберУниверситет: 6 ключевых трендов цифровизации бизнеса

Дмитрий Зубцов, СберУниверситет: 6 ключевых трендов цифровизации бизнеса 30.09.2020

Интеграция современных технологий в бизнес способна обеспечить компаниям конкурентоспособность на рынке на ближайшие несколько лет. Но какие решения внедрять в первую очередь и чему обучать сотрудников в рамках цифровизации? В этом материале я дам краткий обзор ключевых трендов диджитализации компаний и технологий, которые менеджеры изучают в СберУниверситете[1].

Сегодня многие компании указывают в своей стратегии технологическое лидерство в области инноваций. Некоторые организации идут дальше интеграции готовых рыночных решений и создают R&D-лаборатории (площадки для инновационных разработок) по ключевым для бизнеса направлениям, чтобы опередить своих конкурентов в создании технологий. К таким компаниям относится и Сбер. Но недостаточно просто создать R&D-лабораторию, если изначально организация не была цифровой. Нужно прежде всего изменить культуру компании, сделать ее технологической, следовать трендам и выбирать новые направления, которые точно будут востребованы в ближайшие несколько лет. Их можно выстроить в следующей логичной последовательности. Такая последовательность выбрана, поскольку все технологии «крутятся» вокруг данных. Большая часть данных идет не от людей, а от устройств (IoT). Далее мы говорим о том, как данные передаются (5G), как они хранятся (облачные технологии), как защищаются (кибербезопасность и блокчейн), как автоматизируются процессы с помощью искусственного интеллекта и внедряются, доходя до клиента.

1)    Данные

Организации должны собирать всевозможные данные – без них развитие бизнеса невозможно, поскольку на их основе принимаются решения. Один из источников данных – интернет вещей (Internet of Things, IoT). Сегодня наибольшее количество данных генерируют  умные устройства.

В рамках программ СберУниверситета мы рассказываем, как работать с данными, а также обучаем базовым навыкам программирования на Python, чтобы слушатели могли обрабатывать данные при помощи библиотеки Pandas. Навыки программирования нужны не только непосредственно программистам, но и руководителям. Менеджмент должен иметь базовые представления об этой сфере для дальнейшей постановки задач профильным специалистам. В качестве инструмента для разработки и представления проектов Data Science в интерактивном виде мы используем Jupiter Notebook на базе SberCloud. Кроме того, мы собираем данные о том, как проходит обучение по программе/курсу, на системном уровне и следим за их качеством, что позволяет нам анализировать успеваемость наших слушателей. Под сбором данных подразумевается фиксирование цифрового следа, оставляемого пользователем/слушателем программы по мере ее прохождения (какое видео смотрел, сколько времени потратил на задание и так далее). После эти данные подвергаются анализу, благодаря которому происходит доработка и усовершенствование курса.

2)    5G

Это новый стандарт связи, обеспечивающий передачу огромных объемов данных на высокой скорости. Именно 5G даст еще большее ускорение развитию IoT, и тем самым улучшит «умные» сервисы в «умных» компаниях и «умных» городах (Smart City).

3)    Облачные технологии

Для обработки огромного объема информации нужны динамические мощности, поэтому без облачных технологий хранения и обработки данных сложно представить будущее. Делать частное облако или использовать публичное – это решение, которое каждая компания принимает самостоятельно. Но ошибется тот, кто откажется использовать эти технологии совсем. Даже вопрос с кибербезопасностью в облаке порой решен лучше, чем на локальных серверах. 

Мы часто используем облачные сервисы и не задумываемся об этом:

    ●     Мессенджеры помогают не только коммуницировать, но и обеспечивают поддержку программ через чат-боты в Whatsapp, Telegram, Slack.

    ●     В СберУниверситете мы проводим вебинары через облачные сервисы Zoom, Skype, Cisco Webex, Google Meet.

    ●     Групповую работу также удобно вести на облачных платформах Microsoft Teams, Discord и Granatum.

    ●     Если нам нужно провести опрос или получить обратную связь от нашей аудитории, мы используем облачные сервисы Kahoot, Mentimeter, Quizalize, Quizizz.

    ●     Чтобы слушатели развивали свои управленческие навыки и обучались гибким методологиям ведения проектов, нужно использовать такие облачные сервисы, как Trello, Jira, Asana, Pyrus.

    ●     Для программ, в которых нужно создавать прототипы или рисовать схемы, мы используем Miro, Figma или Draw.io.

И, разумеется, для обучения владению ПО, которое сложно установить на рабочие ноутбуки, мы используем виртуальные машины.

4)    Блокчейн и кибербезопасность

Безусловно, обмен данными должен быть надежно защищен, поэтому непрерывно разрабатываются новые подходы к безопасности хранения и передачи данных. Информация – крайне ценный ресурс, за которым идет настоящая охота. Для того чтобы обеспечить более подробное изучение темы кибербезопасности, была отдельно создана Академия кибербезопасности, которая занимается созданием профильного курса. Ранее эта тема освещалась в курсах Академии технологий и данных, но в связи с ее особой актуальностью было принято решение о создании профильной академии.

5)    Искусственный интеллект

Обучаясь на основе данных, ИИ помогает принимать решения и автоматизировать процессы. Конечно, данные сами по себе не представляют большой ценности, но те выводы, которые принимаются на основе анализа этих данных, позволяют создавать сервисы совершенного нового формата – «умные» сервисы.

В программах СберУниверситета мы рассказываем об основных алгоритмах машинного обучения. На практических занятиях работаем в облачных сервисах на Jupiter Notebook. Слушатели самостоятельно строят модели искусственного интеллекта, которые предсказывают стоимость товаров и недвижимости, определяют различные предметы на картинах, разбирают тексты и строят рекомендательные системы для клиентов.

6)    Цифровизация клиентского пути

Выводы и решения, касающиеся клиентского сервиса, должны основываться на фактах, полученных от самих клиентов. Компаниям необходимо перейти от предположений к предложениям, основанным на контактных данных о пользовательском опыте, – это цифровизация клиентского пути. Именно поэтому мы исследуем удовлетворенность нашими программами на основе ряда показателей: собираем обратную связь, а затем улучшаем содержание и формат наших программ. Также мы обновляем системы управления образовательным контентом, чтобы слушатели получали не только знания, но и удовлетворение от процесса обучения.

В следующем материале я расскажу, какими цифровыми компетенциями должен обладать современный руководитель, и подробней опишу, как в СберУниверситете развивают эти компетенции.


Дмитрий Зубцов, руководитель Академии технологий и данных СберУниверситета



[1] СберУниверситет реализует системную подготовку и развитие управленческих кадров международной группы Сбер, а также организаций-партнеров и органов государственной власти. В портфеле Университета более 280 образовательных решений, которые направлены на развитие профессиональных, цифровых, мягких и когнитивных навыков.

 



Комментарии