• Сегодня 19 марта 2024
  • USD ЦБ 91.98 руб
  • EUR ЦБ 100.24 руб
Центр компетенций ОЦО

Василий Ряховский, Алексей Корягин: Антикризисные мероприятия для компаний непродовольственной розницы

11.05.2020

Этот год уже успел стать для ритейлеров годом больших перемен. Во-первых, в марте произошла девальвация российского рубля из-за разразившейся нефтяной войны. Во-вторых, острая фаза пандемии коронавирусной инфекции, по оценкам некоторых экспертов, может продлиться до конца 2020 года. При этом экономические последствия от нее будут ощущаться еще в течение долгого времени.

По данным Росстата, оборот розничной торговли в 2019 году составил 33 532,1 млрд рублей, или 101,6% (в сопоставимых ценах) к 2018 году, в декабре 2019 года – 3 474,4 млрд рублей, или 101,9% к уровню соответствующего периода 2018 года. В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 47,9%, непродовольственных товаров – 52,1% (в 2018 г. – 7,7% и 52,3% соответственно), в декабре 2019 г. – 48,1% и 51,9% (в декабре 2018 г. – 48,1% и 51,9% соответственно)[1].

С 28 марта по 1 июня все непродовольственные магазины и по 23 июня кафе и рестораны в Москве закрыты. Аналогичные меры приняты по всей России. Это означает, что все компании, работающие в сегментах fashion, health & beauty, lingerie, home & travel, sports, electronics, DIY, food (table & non-table services), не получают миллионы рублей ежедневной выручки с каждого закрытого магазина, ресторана, кофейни, пекарни и т.п. В совокупности компании недополучат примерно от 1 300 млрд до 1 500 млрд рублей выручки за месяц карантина, если верить данным Росстата за 2019 год. При этом у всех компаний остаются обязательства по заработной плате, во многих случаях – по аренде и прочим обязательным платежам.

Для каждого руководителя и его компании кризис стал серьезным ударом и проверкой на прочность, от результатов которой будет зависеть многое. Выживет ли компания и продолжит работать? Или будет вынуждена уйти с рынка, оставив место более успешным конкурентам?

В данной статье рассмотрены основные антикризисные мероприятия, так или иначе применимые ко многим компаниям розничной торговли (непродовольственные товары), магазинам, ресторанам, кафе. Мероприятия могут быть реализованы для выживания компаний данного сегмента в непростых условиях:

1. Операционная деятельность

Первоочередная мера в период ограничений – срочный перевод всех каналов сбыта из офлайна в онлайн. Если своего канала онлайн-продаж не было, то развивать его «на коленке» уже поздно. Поэтому самое простое решение – заключение договоров с такими маркетплейсами, как Ozon, Wildberries, Lamoda, «Беру» и т.п. Для предприятий общепита этим каналом может стать срочный запуск доставки в партнерстве со службами доставки (Delivery Club, Yandex) или другими компаниями (пример сотрудничества «Даблби» и «Кухни на районе»). Рабочим вариантом могут стать поставки вашего товара продуктовым магазинам на условиях купли-продажи или аренды корнеров, получение прав от франчайзеров (в случае работы по франчайзингу) на b2b-продажи.

Для своего канала онлайн-продаж следует рассмотреть более широкий охват, на который ранее могло не хватать времени: например, выход в новые регионы РФ, расширение ассортиментной матрицы, продажи санитайзеров и масок как сопутствующих товаров или же вручение их покупателям бесплатно при покупке от определенной суммы.

Следующая важная мера – перевод сотрудников закрытых магазинов, ресторанов, кафе, операционных менеджеров и прочего персонала, непосредственно работающего в продажах, в неоплачиваемые отпуска (для почасовиков – через изменение графика работы и проставление выходных дней) или в период простоя с сохранением 2/3 заработной платы. Альтернативный вариант – переключение линейного персонала ритейл-подразделений на другой функционал внутри компании: прием интернет-заказов, усиление службы поддержки, замещение аутсорсинга на складе собственным персоналом и т.п.

Для тех торговых точек, которые остались открытыми или будут открыты ранее других, бизнесу понадобится иной график поставок. Вероятно, докризисные маршруты поставок также нужно будет пересмотреть для оптимизации затрат на логистику.

Для всех закрытых объектов понадобится приостановить договоры оказания услуг эксплуатации, инкассации, интернет-соединения, вывоза мусора, уборки помещений, охраны (физической).

Также во время простоя появится время для анализа убыточных или на грани безубыточности торговых объектов, составления стресс-тестов по каждому из них на пост-кризисный период и принятия решений о закрытии или продолжении деятельности. Получив отрицательные результаты всех стресс-тестов, проведя оценку потерь от досрочного расторжения договоров аренды и приняв решение о закрытии, не затягивайте с его реализацией. Таким образом, вы дадите больше шансов остальным торговым объектам после окончания изоляции.

2. Маркетинг

Потребуется отказ от традиционного баннерного маркетинга и наружной рекламы, рекламы в печатных изданиях в пользу digital-направления. В зависимости от располагаемого бюджета возможен фокус на телевизионной рекламе ввиду существенно возросшей на карантине ТВ-аудитории[2]. Контракты на ТВ-рекламу желательно получать одними из первых, «по старым» ценам, пока этот канал менее востребован. Потребуется также усиление работы с клиентами в социальных сетях для получения в том числе быстрой обратной связи от покупателей (зачастую клиенты являются отличным генератором новых форм взаимодействия с ними). Необходима работа с клиентской базой данных (CRM), стимулирование офлайн-клиентов к переходу в онлайн путем таргетированных рассылок и/или пуш-уведомлений.

3. Затраты на персонал

Отдельного внимания заслуживают затраты на персонал офиса/офисов поддержки. Здесь несколько вариантов:

  • Перевод в режим простоя с оплатой 2/3 оклада;

  • Отправление сотрудников в ежегодные оплачиваемые отпуска;

  • Отправление в неоплачиваемые отпуска;

  • Проверка и расчет потребности в персонале в пост-кризисный период, сокращение всех ненужных сотрудников ввиду сжатия бизнеса, сокращение всех сотрудников с низкой ежегодной оценкой результатов работы, полученной от непосредственного руководителя (предпочтительный вариант – по соглашению сторон);

  • Перевод сотрудников на сокращенную рабочую неделю на определенный период времени. Например, на 20 или 30 часов вместо 40 часов;

  • Приостановление всех дополнительных выплат сотрудникам (доплаты за разъездной характер работы, компенсация транспортных расходов, доплаты на питание сотрудников, оплата фитнеса, доплаты на мобильную связь и пр.).

4. Затраты на аренду и инвестиционную деятельность

Есть разные точки зрения на то, кто нарушает обязательства договора: арендодатель, который не обеспечивает доступ в ТЦ, или арендатор, который не платит за аренду[3]. В условиях кризиса необходимо договариваться с арендодателями о приостановлении или существенном снижении арендных платежей, арендных каникулах не только для торговых объектов, но и складов, и офисов. Идеален полный переход на арендную плату с оборота без минимальных сумм обязательных платежей.

Следующая антикризисная мера – заморозка проектов по строительству, переоборудованию торговых точек/офисов/складов.

Стоит рассмотреть схемы продажи и обратной аренды торговых объектов, находящихся в собственности, а также аренды вместо покупки основных средств с высокой стоимостью (например, оборудование или автопарк).

5. Логистика и распределительные центры

Объединяйте логистические мощности с другими компаниями отрасли для снижения затрат на хранение и доставку. Излишние складские помещения можно сдавать в аренду другим розничным компаниям или под e-commerce.

6. Финансы

От финансистов требуется рассчитать дату кассового разрыва и найти источники его финансирования. Самое время задуматься о хеджировании валютных рисков при наличии соответствующих специалистов в штате компании.

7. Прямые и непрямые закупки

Согласуйте дополнительные рассрочки с основными поставщиками товаров для перепродажи, оптимизируйте товарные остатки на складе для снижения арендной платы в случаях аренды складской услуги (3PL-сервис).

Оптимизируйте закупочную деятельность для непрямых закупок в сторону ее большей открытости. Это может дать дополнительную экономию после снятия карантина (b2b-платформы, размещение всех крупных тендеров на web-сайте компании, усиление внимания тендерных комиссий к тендерным процедурам).

8. Непрофильные активы и прочие расходы

Реализуйте непрофильные запасы на складе (IT-оборудование, торговое оборудование, запчасти и т.п.). Обнулите уровень резервного запаса в закупках, сократите подменный фонд IT-, кассового и прочего оборудования, переходите на just in time модель управления запасами (при наличии возможностей).

Другие полезные меры – замораживание всех прочих расходов, усиление контроля за согласованием расходов, не связанных с поддержкой основной деятельности.

9. Пересмотр бюджетов

Пересмотрите все бюджеты и активности внутри компании. Откажитесь от тех, которые не влияют на основную деятельность компании, или существенно сократите их.

10. Работа с государственными органами

Необходимо активно подключаться к «коллегам по цеху» в составе профессиональных объединений (АКОРТ и др.), и также работать вне их для налаживания диалога с властью и обсуждения адресной помощи от правительства в создавшейся ситуации (беспроцентные займы и пр.).

В периоды кризиса очень важно реагировать быстро. Скорость реагирования и принятия решений намного важнее полноты информации. Централизуйте принятие решений и параллельно создайте антикризисный штаб из узкого круга лиц. Он должен включать представителей внутреннего аудита. Они, как никто другой, знают весь бизнес компании, а не только одну часть в рамках свой зоны ответственности. Четко расставьте приоритеты и поставьте задачи, выберите меры на краткосрочную перспективу. Это поможет компании выжить в трудные времена.

Василий Ряховский, руководитель отдела внутреннего аудита компании ООО «Монэкс Трейдинг»

Алексей Корягин, старший внутренний аудитор компании ООО «Монэкс Трейдинг»

[1] Источник https://www.finam.ru/analysis/newsitem/roznichnaya-torgovlya-v-2019-godu-vyrosla-na-1-6-20200128-161...   
[2] Статья «Аудитория ТВ в России выросла на фоне пандемии», источник https://adindex.ru/news/researches/2020/03/31/280563.phtml?utm_source=yxnews&utm_medium=desk...
[3] Источник https://vc.ru/legal/118808  


Комментарии

Защита от автоматических сообщений