Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Иностранцы атакуют АВТОВАЗ

26.07.2012

На сегодняшний день российский рынок автомобилестроения активно развивается, показывая существенные темпы роста. За 1-е полугодие 2012-го продажи легковых автомобилей в количественном выражении выросли на 15%. В основном таких результатов удалось достичь за счет усиления присутствия иностранных автоконцернов. При этом наблюдается тенденция к снижению продаж машин, выпускаемых под российскими брендами: за те же шесть месяцев объемы реализации упали на 11%, составив всего 275 тыс.

Такая ситуация в некоторой степени является следствием того, что зарубежные компании стремительными темпами увеличивают свои мощности внутри нашей страны. Объяснением такому поведению иностранцев служит высокий потенциал роста нашего рынка. Стоит отметить, что средний возраст автомобилей в нашей стране — 12 лет, что довольно-таки много, а количество автомобилей на тысячу человек составляет 250 единиц, что заметно ниже, чем в Европе, где этот показатель около 500. Естественно, что рост доходов населения в совокупности высоким уровнем износа эксплуатируемого автопарка, приводит к увеличению спроса на новые автомобили.


Источник: Взгляд, расчеты Инвесткафе.

По результатам 2011 года ООО «Фольксваген Груп Рус», который является «дочкой» немецкого концерна VW сумел занять первое место по объему выручки полученной от продаж автомобилей на территории России. При этом концерн увеличил свои продажи в два раза по сравнению с результатами 2010-го. На втором месте оказалась ООО «Тойота моторс». Реализация основных моделей концерна Toyota и Lexus выросла на 50% и 24% соответственно, вследствие чего и выручка стала выше на 47%. А вот АВТОВАЗ занял лишь третье место, увеличив свои продажи только на 10,67%, причем в этот период концерн получал серьезную помощь государства, которое проводило программу утилизации старых автомобилей. В 2012 году автогигант, скорее всего, покажет спад операционных показателей, поэтому я считаю, ему не удастся вернуть утраченное первое место в этом году. Конечно, не стоит оценивать эффективность компании только по объемам выручки, особенно учитывая разницу в ценовых сегментах выпускаемой продукции, но такая динамика говорит о том, что продукция экономкласса уступает долю автомобилям из более высокой ценовой категории.

Ситуацию могла бы спасти диверсификация модельного ряда по ценовому признаку, но пока у АВТОВАЗа недостаточно технологий и финансовых ресурсов для производства более дорогих автомобилей. Кроме того, сегодня трудно представить автомобиль Lada представительского класса в силу сложившегося имиджа бренда. Конечно, тенденция к повышению качества продукции АВТОВАЗа очевидна, но, будет ли этого достаточно в условиях ужесточения конкуренции со стороны «локализованных иностранцев», пока неясно.

Другим путем пошла компании Соллерс, которая тоже имеет свой бренд УАЗ, однако основная часть дохода приходится с продаж автомобилей, выпускаемых под другими марками, а также получаемых от долей в совместных предприятиях, таких как Ford-Sollers. К слову, у АВТОВАЗа тоже есть подобный успешный проект GM-АВТОВАЗ, выпускающий Chevrolet-Niva.

В итоге стоит отметить, что рынок автомобилестроения имеет потенциал к росту порядка 70% в течение ближайших пяти лет, но пока трудно предсказать какое место на этом рынке будут занимать российские автомобили. Учитывая все риски, на сегодняшний день я бы не стал рассматривать акции АВТОВАЗа в качестве долгосрочных капиталовложений, хотя они и обладают некоторым потенциалом к росту. Целевая стоимость обыкновенной акции концерна составляет 21,387 руб., по привилегированным акциям таргет — 7,698 руб.

Андрей Шенк, аналитик Инвесткафе (постоянный адрес материала: http://investcafe.ru/blogs/56618748/post/20132)

Наши конференции:


Комментарии