Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

17.05.2012
Сегодня вечером, 17 мая, крупнейшая в мире социальная сеть Facebook объявит финальную цену первичного публичного размещения своих акций. А в пятницу 18 мая создатель и глава компании Марк Цукерберг прозвонит в колокол, открывая торговую сессию биржи NASDAQ, где акции Facebook будут торговаться под тикетом FB (причем Цукерберг сделает это удаленно — в Нью-Йорк он не поедет).

Буквально за день до IPO компания объявила, что из-за очень высокого спроса объем размещения будет увеличен почти на 25%, а ценовой диапазон вырастет до $34-$38 за акцию (изначально предполагался коридор в $28-$35). Но дополнительные акции на продажу выставит не Facebook, а ее акционеры. Всего на IPO инвесторам будет предложено 180 млн акций от самой компании Facebook и еще 241 млн акций, принадлежащих нынешним акционерам. В основном это акции, которыми Марк Цукерберг управляет по безотзывной доверенности; также уменьшают свои доли ранние инвесторы и члены совета директоров Facebook — Джеймс Брейер из инвестфонда Accel Partners и со-основатель PayPal Питер Тиль; DST и Mail.ru продают акции Facebook суммарно на $2,5 млрд.

В результате размещения, которое, как предполагают, пройдет по верхней границе диапазона и в максимальном объеме, компания получит около $16 млрд наличными, а ее капитализация составит $93-$104 млрд. После IPO Цукерберг сохранит контроль над компанией с долей более 50%. Но теперь у Facebook появятся сотни тысяч новых акционеров, которые будут ожидать от социальной сети опережающей динамики роста выручки и прибыли — не разочарует ли их Цукерберг?

Некоторые основания для сомнений есть. Так, в первом квартале 2012 года рекламная выручка Facebook сократились по сравнению с предыдущим кварталом. Отчасти снижение поступлений вызвано тем, что все больше пользователей (более половины из 845 млн активной месячной аудитории) открывают Facebook с мобильных устройств – а реклама в мобильной версии отсутствует. Второй «звоночек» — отказ General Motors от размещения рекламы на Facebook, озвученный автопроизводителем во вторник 15 мая: по мнению GM, третьего по бюджетам рекламодателя в США, рекламные кампании на Facebook мало влияют на потребителей. GM потратила около $40 млн на рекламу в социальной сети, но лишь $10 млн из них поступили непосредственно на счета Facebook; остальные $30 млн были потрачены на создание контента и оплату услуг посредников — рекламных и медиа-агентств. Впрочем, такие компании, как Ford и Subaru, сотрудничеством с Facebook довольны и прекращать его не собираются.

По мнению многих рекламщиков, Facebook слишком рьяно защищает данные своих пользователей, ссылаясь на защиту частной жизни — но эта информация необходима для создания узко-таргетированных рекламных объявлений, составленных в соответствии с интересами конкретного пользователя. Также Facebook упрекают в ограниченности возможностей, предлагаемых рекламодателям — например, рекламное место можно купить только непосредственно у социальной сети, но не через сетевые агентства. Facebook не разрешает некоторые формы рекламы, востребованные на рынке — так, нельзя купить баннер на главной странице Facebook. Но Цукерберг придерживается четкой позиции — реклама должна улучшать впечатления пользователя от пребывания в социальной сети, но ни в коем случае не раздражать и не перебивать аудиторию. Вместо простой открутки баннеров Facebook призывает рекламодателей взаимодействовать с посетителями, рассказывать им историю.

Капитализация Facebook в 100 миллиардов долларов при активной аудитории в 900 миллионов человек предполагает, что потенциально каждый пользователь может принести компании $110. В первом квартале 2012 года средняя выручка от рекламы на каждого пользователя составила $1,21. При этом на домашнем рынке, в США и Канаде, доход компании на каждого пользователя составил $9,91, в Европе — $4,86, в Азии — $1,79, во всех остальных странах — $1,42. Если вы активно пользуетесь Facebook, то можете подсчитать свою ценность для социальной сети с помощью несложного теста-калькулятора – результат примерно соответствует цифрам, приведенным выше.
facebook2
facebook1

Артем Каминский
, аналитик Инвесткафе

Наши конференции:


Комментарии