Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

ВТБ со товарищи бросают вызов банкоматным сетям Сбера

28.04.2012
В связи с ростом рынка пластиковых карт в России все больше увеличивается потребность банков в расширении своих сетей банкоматов. Замечу, что здесь традиционным лидером является Сбербанк. Общее количество его собственных банкоматов на 1 января 2012 года составило 34 486, что на 23% больше чем в аналогичном периоде предыдущего года. У остальных отечественных кредиторов сети банкоматов значительно меньше.

Учитывая, что банкомат стоит недешево, — цена зависит от функциональных возможностей машины, а также от производителя, — для среднего банка покупать эти устройства довольно затратно. Цена банкомата может колебаться от $11-50 тыс. Не покупать банкоматы и не расширять их сеть банк просто не может, поскольку в этом случае заметно снизится поток клиентов, что негативно отразиться на финансовых результатах кредитной организации.

В связи со всеми этими обстоятельствами сейчас стало популярным заключать соглашение на объединение сети банкоматов. Преимущества этого метода очевидны. В первую очередь это сокращение издержек на покупку, установку банкоматов, расширение сети терминалов, возможность увеличить количество клиентов. Кроме того, в России плотность банкоматной сети составляет 150-200 банкоматов на 1 млн человек, тогда как в странах Западной Европы этот показатель составляет более 553, а в Японии — более 1200. Кроме того, отечественная сеть отличается неравномерностью распределения. Значительная часть банкоматов расположена в Москве и Санкт-Петербурге, а в некоторых регионах их число крайне ограничено. Важно отметить, что в последнее время в Москве и Санкт-Петербурге наблюдается дефицит мест для возможной установки банкоматов, поэтому новые места найти все труднее. В результате кредитные организации прибегают либо к экспансии в регионы, либо заключают соглашение с другими банками на объединение сети банкоматов.

Так, 27 апреля стало известно, что ВТБ 24 и банк Русский Стандарт подписали договор о создании единой сети банкоматов. Напомню, что в прошлом году произошло слияние сетей банкоматов, принадлежащих ВТБ 24, Банку Москвы и Транскредитбанку, что позволяет клиентам этих кредитных организаций вносить и снимать наличные, а также осуществлять платежи и переводы без комиссии. Теперь пользоваться банкоматами этих трех банков без уплаты процентов смогут и клиенты Русского Стандарта.

Пока результат объединения заключается только в отмене комиссий за снятие наличных. На данный момент в более чем в 10 тыс. устройствах самообслуживания группы можно беспроцентно вносить наличные, осуществлять платежи и переводы. Вскоре и клиенты Русского Стандарта будут пользоваться теми же удобствами. В результате после урегулирования всех формальных вопросов объединенная сеть четырех банков будет насчитывать 9929 аппаратов. Однако даже с этой сетью устройств ВТБ не составить конкуренцию Сбербанку, у которого более 34 тыс. банкоматов, поэтому розничная «дочка» ВТБ находится в поиске и других партнеров.

Не исключено, что заключить партнерство на расширение сети банкоматов ВТБ может и с Альфа-Банком. Последний уже объединился с Промсвязьбанком, МДМ Банком, Уральским Банком Реконструкции и Развития и Мастер-Банком. По моим подсчетам, общая сеть пяти банков насчитывает около 9300 аппаратов. Получается, что если ВТБ и Альфа-Банк подпишут соглашение, то сеть банкоматов расшириться до 12408 штук (без учета партнеров Альфа-Банка).

Напомню, что покупка и дальнейшее обслуживание надежных, а значит и дорогостоящих банкоматов может окупиться, если по ним проходит существенный объем операций и поток клиентов достаточно высок. Один банкомат может окупиться примерно за 5-6 месяцев и принести ежемесячную прибыль в размере 185 тыс. руб. При этом банкомат может заменить двух операторов и двух кассиров, которые осуществляют выдачу наличных не за 2-3 минуты, а в среднем за 7-10 минут. На оплату сотрудников и оборудование рабочего места банк расходует около 230 тыс. руб. Таким образом, выгода банкомата довольно очевидна.

Если сеть расширяется путем соглашений между банками, то поток клиентов увеличивается, соответственно, растет объем и количество операций. В результате банкоматы всех кредитных организаций окупаются. Кроме того, подобное сотрудничество позволяет повысить эффективность бизнеса с использованием общего программного обеспечения, процессинга и технологий.

На мой взгляд, подобные соглашения, с учетом всех вышеперечисленных преимуществ, позитивно отразятся на бизнесе группы ВТБ, но будут нейтральны для котировок акций банка. Напомню что целевая цена по бумаге составляет 0,08575 руб., потенциал роста в долгосрочной перспективе — 35,5%, рекомендация — «покупать».

Екатерина Кондрашова, Инвесткафе

Наши конференции:


Комментарии