Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

26.04.2012
В ближайшее время Facebook планирует провести IPO. Чтобы решить, стоит ли принимать в нем участие, необходимо проанализировать основные показатели компании, в первую очередь фундаментальные — соотношение цена/прибыль (P/E).

Так, компания собирается разместить 10% своих акций за $10 млрд, таким образом, капитализация Facebook составит $100 млрд. Прибыль социальной сети в 2011 году составила $1 млрд, вследствие чего коэффициент P/E у компании равняется 100.

Далее сопоставим этот показатель с результатами других американских компаний: согласно исследованию ФРС-Канзас-Сити, за период с 1872 по 2000 год средний P/E американского рынка находится на уровне 14,5. Текущее среднее значение P/E по индексу высокотехнологичных компаний Nasdaq — 35.

После этого сравним P/E компании с показателями ряда аналогичных интернет-компаний, чей бизнес максимально похож на деятельность Facebook. Например, это поисковики Google (имеет собственную социальную сеть, насчитывающую порядка 50 млн пользователей), Yahoo!, Yandex, Baidu (Китай) и Netflix (крупнейший в США сервис проката фильмов, в ближайшем будущем планируется его интеграция с Facebook). Кроме того, можно проанализировать данный коэффициент у популярной в настоящее время компании Apple.

У всех рассмотренных компаний соотношение капитализации и прибыли в разы меньше, чем у Facebook. Поисковики Baidu и Яндекс имеют довольно высокие показатели P/E в связи с быстрыми темпами роста. Прибыль Baidu выросла за 2011 на 88%, чистая прибыль Яндекса — на 50%.

Очевидно, что Facebook оценена очень дорого. Это говорит о том, что от этой социальной сети ожидают стремительного роста доходов, даже более быстрого, чем у Baidu и Yandex. Прибыль в последующие годы должна увеличиться в разы, чтобы оправдать ожидания инвесторов — акции должны остаться на таком же высоком уровне.

Кроме того, имеет смысл обратить внимание на оценку компании до проведения IPO: 2 января 2011 года, по данным газеты The New York Times, стоимость Facebook достигла $50 млрд. Таким образом, чуть более чем за год цена компании возросла в 2 раза.

В 2010 году в обзоре сайта businessinsider.com был сделан вывод о том, что оценка компании в $56 млрд будет справедливой, если в 2012 году прибыль достигнет $10 млрд. Посмотрим, на чем могут базироваться столь оптимистичные прогнозы.

Прежде всего, впечатляет рост числа пользователей Facebook. За 7 лет существования сеть собрала почти миллиард человек.

В конце марта 2012 года социальная сеть насчитывала 901 млн активных пользователей, которые посещают страницы социальной сети хотя бы раз в месяц. Компания надеется охватить весь Интернет — порядка 2 млрд человек. Таким образом, число зарегистрированных страниц в соцсети максимально может вырасти в 2 раза. Кроме того, Facebook может увеличить выручку с нынешних $5 с одного человека до, например, $27, как у Google. Скорее всего, именно на таких оптимистичных расчётах базируется завышенная оценка Facebook. При таком раскладе сеть вполне может достигнуть заветных $10 млрд прибыли.

А теперь рассмотрим факторы, которые могут препятствовать реализации таких оптимистичных ожиданий:

1. С ростом базы пользователей растут и затраты соцсети. Facebook вынуждена строить новые центры обработки данных и расширять штат инженеров для обслуживания многомиллионной аудитории.

2. Переход пользователей на другие социальные сети. Например, новая социальная сеть Google+ была запущена в июне 2011 года в качестве ответной меры Facebook, которая доминирует в этом сегменте. Менее чем за месяц она собрала 25 млн активных пользователей, побив при этом рекорд роста Facebook: в прошлом году прирост пользователей сети увеличился за счёт Индии, Индонезии, Бразилии и России, в то время как в США и Канаде наметилось снижение интереса к Facebook.

3. Рост рынка мобильных устройств и отказ в их пользу от персональных компьютеров. Риск здесь для Facebook заключается в том, что компания практически не размещает рекламу в мобильных приложениях и версиях сайта. А 88% доходов соцсеть получает от этого сегмента. Скорее всего, снижение чистой прибыли по итогам 1-го квартала 2012 года на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, несмотря на рост числа активных пользователей на 33%, связано именно с этим.

Я оцениваю данные риски как высокие и потому считаю, что Facebook переоценена. Вследствие этого я не рекомендую участвовать в IPO. Но в качестве спекулятивной идеи для краткосрочной покупки ее акции вполне заслуживают внимания. После IPO цена большинства бумаг поднимается выше уровня размещения, а затем падает ниже этой цены. Учитывая популярность компании, на определённое время может возникнуть ажиотаж, что приведет к появлению огромного «мыльного пузыря», которому суждено лопнуть.

Ольга Крыжановская, Инвесткафе

Наши конференции:


Комментарии