• Сегодня 24 апреля 2024
  • USD ЦБ 93.29 руб
  • EUR ЦБ 99.56 руб
Вторая конференция «Цифровизация финансового рынка в России: тренды и перспективы развития»

Триллион за Facebook

03.02.2011

Стоимость Facebook хотят поднять до $1 трлн, что сделает компанию самой дорогой на планете — вдвое дороже докризисных хаев капитализации крупнейшей нефтяной компании мира Exxon Mobil. Пузырь Web 2.0, похоже, входит в активную фазу. Есть шанс на нем «прокатиться».

«Полезность сети прямо пропорциональна квадрату численности пользователей этой сети», — сказал однажды изобретатель Ethernet Роберт Меткалф. Знаменитый инженер уронил крылатую фразу в начале 80-х годов, говоря о локальных сетях. Однако спустя десятилетие этот тезис стали относить фактически к любой сети и, в первую очередь, — к самому Интернету (первоначальный вариант поста опубликован на моей колонке в Slon.ru). А за следующие 10 лет повторения этой небесспорной мантры надулся и лопнул пузырь доткомов, разоривший сотни компаний и лишивший средств миллионы инвесторов, которые верили в безграничные финансовые перспективы Сети. И вот спустя десятилетие после злополучного 10 марта 2000 года, когда произошла кульминация роста индекса Nasdaq до 5142 пунктов с последующим обвалом, перед взорами инвесторов появляется еще один великолепный интернет-пузырь — Web 2.0.

Можно еще раз вспомнить IPO Mail.ru Group, текущий P/E корпорации Google и пр., но предлагаю сразу перейти к «сладкому». «По сообщению двух источников, близких к руководителям Facebook, корпорация Марка Цукерберга стремится стать первой компанией, чья капитализация может быть оценена в $1 трлн», — сообщает Business Insider. Вот так. Легко и просто. Триллион. Долларов США. (МММ-2011 стоит в сторонке и нервно следит за метлой). Ни одна компания в истории человечества не стоила таких денег. На моей памяти на пике бума 2007 года в половину этой суммы оценивали Exxon Mobil. Сразу отмечу, что речь идет о нефтяной компании с годовой выручкой (данные за 2010 год) в $383 млрд и чистой прибылью в $30,5 млрд.

Постараемся разобраться, чем же так привлекателен Facebook и сколько он стоит с точки зрения конечного инвестора. Итак, Facebook — самая популярная социальная сеть на планете: ежемесячно ее посещают порядка 585 млн человек. Оставим в стороне возгласы фанатов о том, что детище Цукерберга по своей популярности — это вторая Католическая церковь, и, как говорится, lets get down to business. По данным Goldman Sachs, выручка проекта за 9 месяцев 2010 года составила $1,2 млрд, чистая прибыль — $355 млн. С учетом линейной зависимости допустим, что годовые показатели достигли $1,6 млрд и $500 млн соответственно.

Для понимания проблем монетизации проекта предлагаю взглянуть на аналоги. Их два — Одноклассники и ВКонтакте. Не потому, что это две самых близких по бизнес-модели к Facebook сети, а потому, что в отличие от других у них есть релевантные показатели доходов. Любителей MySpace, Baidu Space, Twitter и Orkut прошу не обижаться: первая из указанных сетей очевидно убыточна, а показатели остальных (за исключением непубличного Твиттера) консолидированы в отчетности материнских компаний, т.е. неизвестны. Так вот, Одноклассники: прибыль за 2010 год (здесь и далее оценки Инвесткафе) — $25,4 млн, ежемесячная аудитория — 15,25 млн человек. ВКонтакте: прибыль — $15,5 млн, число ежемесячных посетителей — 18,4 млн. Получается, что один пользователь (в среднем по трем соцсетям) ежегодно приносит $1,12 прибыли.

Теперь вернемся к P/E Facebook и его аномальному значению в 112. Даже при условии его сохранения и допущении, что каждый житель Земли (около 6,8 млрд) раз в месяц будет заходить на свою страничку в Facebook, годовая прибыль компании составит $7,2 млрд. Соответственно, стоимость: $7,2*112 = $806 млрд.

Думаю, очевидно, что перспектив для ТАКОГО роста у Facebook нет и быть не может. Потому что триллион — это или шутка, или индикатор для инвесторов, направление вектора их надежд. Где же они оборвутся? Ставлю на 2018-20 годы и предлагаю взглянуть награфическое изображение показателя P/E крупнейших по капитализации американских компаний и доходности по гособлигациям.

fb.PNG

Голубой пик 2000 года — бум и начавшийся кризис доткомов. Следующий пик и кризис (уже для Web 2.0), похоже, в 2018-20 годах. Подождем...

Георгий Воронков

Investcafe.ru


Комментарии

Защита от автоматических сообщений