Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Год Весны: Антарктида – здесь птицы не боятся людей

Год Весны: Антарктида – здесь птицы не боятся людей 18.01.2011

17 ноября

После обеда 17 ноября мы погрузились на судно под названием Expedition. Это бывший финский паром 1972 г. постройки, который был перестроен и вот уже второй сезон бороздит поочередно воды Антарктики (когда лето в Южном полушарии) и Арктики (когда лето в северном полушарии).

Как позднее мне рассказал старший помощник капитана, это одно из самых комфортных судов – только что после реконструкции, с широкими коридорами, с иллюминаторами во всех каютах и просторными прогулочными палубами.

18 ноября

Это окно мне понравилось сразу. С первых минут пребывания на корабле, как только я поднялся на третью палубу и увидел его. Высокое, почти в человеческий рост, и такой же ширины, окантованное сверкающей стальной рамой с большими болтами, с двумя уютными креслами напротив, оно стало моим окном в Антарктиду.

Позади первая ночь на корабле, слегка мутит он морской болезни, но окно мне помогает. После завтрака я устроился с ноутбуком в кресле, перед глазами медленные волны и далекий горизонт. Горизонт тоже медленно поднимается и опускается – это корабль кренится на волнах. Мозг едва успевает сориентироваться, и стоит чуть больше углубиться в чтение или письмо, как чувствуешь, что он перестает справляться – подкатывает тошнота. Тогда снова переводишь взгляд на линию горизонта и планирующих морских птиц. Отпускает.

На судне 119 человек, список вывешен на информационной доске. Мой номер – первый, это говорит о том, что я последним купил путевку. Проверено – у моего соседа по каюте, швейцарца, номер два, и он купил тур за день до меня.

В первый день мы проходим пролив Дрейка, а завтра к концу дня достигнем первых островов Антарктического полуострова. Трехразовое питание, фитнес-зал, сауна, библиотека, бесплатный iPad в аренду, бар и ресторан, магазин сувениров, лекции по биологии, географии, геологии и истории, прогулки по палубе с фотоаппаратом и без, чтение книг, написание заметок и мыслей. Очень много важных дел! А через день еще будут два ежедневных выхода на берег. Как все успеть – непонятно…

Сегодня все делают ставки на то, в какое время мы пересечем фронт теплых атлантических и холодных антарктических водных масс с повышенной турбулентностью. Победителя ждет приз – бутылка шампанского.

19 ноября

Устроившись после завтрака у любимого окна, вглядываюсь в даль океана. Он похож на океан Тарковского в «Солярисе»: огромный, таинственный, постоянно движущийся и меняющий формы. Пасмурно, впервые за эту весну пошел снег, но я чувствую себя великолепно – мозг справился с непрерывный качкой и морская болезнь отступила.

Сегодня после обеда мы достигнем Шетландских островов и впервые ступим на антарктическую землю…

Брифинг по безопасности – все расписано до мелочей. Например, отдельная презентация как садиться на «Зодиак» (надувную лодку) и как высаживаться из него. Как заправить штаны, как подать руки членам экипажа про посадке-высадке, как стать двумя ногами в лодку… Одна туристка на полном серьезе задает вопрос: «При высадке, надо сразу две ноги ставить на землю или по очереди?» - на что получает подробное разъяснение. ))

«Не беспокойтесь, я вам гарантирую, что пингвинов вы увидите», – такими словами начал свою лекцию штатный орнитолог

Не обманул.

Высадившись на первый остров Аитчо, мы увидели тысячи пингвинов. А также несколько жирных тюленей. Пингвины – очень смешные существа. Они в этой части Антарктики мелкие и низкорослые, сантиметров сорок ростом. Двух видов: одни – с белой мордой и черным клювом, другие – с черной мордой и красным клювом. Особенно мне понравились последние.

20 ноября

В этот день мы продолжили дрейф вдоль антарктического берега и сделали две высадки.

many-pingvin-small.jpgПервая – на остров Ковервиль.

Место и погода были потрясающе красивыми. Сияло солнце, делая снег ослепительно белым, в контраст с темной водой. Айсберги и просто большие льдины отдавали синевой. Остров со всех сторон окружен снежными горами и скалами, так что все вместе это образует захватывающий трехмерный пейзаж, начинающийся бродящими у твоих ног пингвинами и заканчивающийся сияющим на небе солнцем. И опять же, пингвины! Гуляющие по берегу, бредущие в гору, скатывающиеся со склонов…

Вторая высадка проходила на континентальную часть, в бухте Неко, что позднее было подтверждено сертификатом.

Здесь ледники сходят в океан быстрее, чем в других местах, поэтому бухта была битком набита льдинами и айсбергами. Поодаль высится вертикальная стена льда высотой не менее сотни метров – очевидно, именно здесь ледник обрушивается в море. К сожалению, погода испортилась, и пришлось довольствоваться одними пингвинами.

Ими я и занялся.

Я залег в месте, где пересекаются две тропы: наша, человеческая, и их, пингвинья. Именно здесь пингвины постоянно курсируют от берега в горку – таскают туда камни, которые они используют для постройки гнезд, и с горки к воде – чтобы понырять и половить рыбу. Кстати, судя по тому, как они гоняют в воде, они ныряют не только, чтобы добыть хлеб насущный, но и ради удовольствия. Так вот, они абсолютно непринужденны. Когда они встречаются с человеком, они могут его просто проигнорировать и, раскачиваясь из стороны в сторону, растопырив крылья, пройти своим путем. А могут остановиться – очень близко, буквально в паре метров – и начать, слегка закинув голову, пялиться на тебя снизу вверх, пока не надоест. Так как я лежал на снегу не двигаясь, пингвины освоились окончательно и топтались так близко вокруг меня, что даже было слышно, как они шлепают розовыми кожаными лапками по льду.

21 ноября

Кто бы подумал, что путешествие в Антарктиду станет таким насыщенным и разнообразным – каждый день что-то новое!

pingvin-small.jpgНа четвертый день мы отправились в бухту с потрясающе красивыми айсбергами. Белые, отливающие синевой глыбы, плавали отражаясь в зеркальной глади воды. Вода настолько прозрачная, что можно рассмотреть и сине-зеленую подводную часть айсберга. Большие и маленькие, плавающие огромные ледяные острова и причудливой формы изъеденные водой небольшие фигуры. Особенно красиво эти белые горы смотрятся на фоне розовеющего у горизонта неба и нависающих над этим небом темно-серых туч.

После обеда я уже был настолько насыщен впечатлениями, но решил пропустить вторую за день высадку на берег и остался на борту немного почитать и написать эти строки. Рядом сидела наш доктор. Разговорились. Выяснилось, что она пишет две книги: по медицине и по истории, про Франклина Рузвельта.

Вообще, нужно сказать, что ребята у нас на корабле подобрались весьма занятные.

Мой сосед по каюте, например, инвестиционный консультант из Швейцарии. Очень экстравагантный парень, между прочим. Первые пару дней мы много говорили об экономике и политике и даже успели на сон грядущий предречь закат американской экономики и выработать инвестиционную политику на ближайшие пару-тройку лет, которая заключается в избавлении от американских и приобретении китайских активов. На третью ночь мы выпили на двоих полторы бутылки красного вина, и разговор зашел совсем на другие темы. Например, о женщинах и отношениях с ними в Швейцарии и России и всем, что с этим связано – от знакомства до детей. Даже не обошли стороной тему проституции и ее моральные и юридические аспекты. Под конец, мой сосед признался, что подозревает двух сорокапятилетних дам из Австралии в лесбийской любви и намеревается их об этом спросить. Вот такие они, швейцарские инвестиционные консультанты!

Кстати, с этими дамами я тоже подружился. Это произошло после двух бокалов шампанского, которым угощал всех по время приветственного коктейля капитан корабля. Выяснилось, что они давние подруги и вместе работают на Всемирный Банк – одна, Нина, на Бали, вторая, Джулия, в Сиднее. Им было очень интересно узнать, что сейчас собой представляет Россия, так что мне пришлось прочитать краткий курс новейшей истории с акцентом на геополитику – под воздействием шампанского рассказ получился красочным и убедительным.

Однако больше меня заинтриговал американец индийского происхождения. Тридцатитрехлетний пенсионер! В восемнадцать лет он привлек кредит и купил землю в центре Чикаго. В тридцать, за семь месяцев до кризиса, он все продал и вышел в кэш. Повторяю, он создал бизнес с нуля, купил землю в долг со стопроцентным кредитным финансированием по минимальной цене и продал через двенадцать лет по максимальной цене. Погасил кредит, прибыль инвестировал в суверенные облигации США, Сингапура и Японии и отправился путешествовать. Не женат. Детей нет. Очень сложно найти, что он еще не пробовал в этой жизни – объездил полмира, летал на истребителях и дирижаблях, испытал состояние невесомости и управлял копией шаттла в центре подготовки астронавтов, гонял на Формуле-1… В ближайших планах – спуститься в батискафе к «Титанику» и полетать на МИГ-29.

Среди моих знакомых также есть продавший свой банк миллионер из Великобритании, бывшая надзирательница (да-да, она работала в тюрьме) из Лос-Анжелеса, финский (!) профессиональный футболист, решивший стать журналистом и так далее… Рассказ о людях на этом корабле можно продолжать бесконечно, это просто уникальная подборка!

22 ноября

Главная тема дня – посещение английской базы Порт-Лакрой. База была построена, когда мы гнали фашистов от Сталинграда до Берлина, в 1940-х годах, чтобы обозначить английские интересы на континенте. Потом база была на долгий срок заброшена и вернулась к жизни в 1990-х годах.

toros-small.jpgСейчас на базе работают четыре человека – наблюдают за жизнью птиц, морских животных и погодой. База состоит из трех корпусов: жилого, технического и исторического. Последний был построен раньше других, и теперь здесь музей и магазин сувениров, а также почта. Да-да, из Антарктиды можно отправить домой письмо или открытку – что я и сделал.

23 ноября

Deception Island – один из самых северных островов Антарктики и последний остров, на который проходила высадка в нашем путешествии.

Он похож по форме на бублик, замыкается в кольцо с тихой бухтой внутри и одним проходом внутрь. Особенность его в том, что здесь находится несколько действующих вулканов, так что все внутри усеяно вулканическим пеплом. Последнее извержение было в 1996 году. Также здесь расположены развалины старых зданий – в 1911 году здесь была основана китобойная база, а в 1944 – еще одна английская база «для наблюдений». В 1967 году англичане покинули остров в результате землетрясения, и с тех пор база предоставлена самой себе, привлекая антарктических туристов.

На этом забытом острове можно увидеть полуразрушенные жилые и технические корпуса, ржавые цистерны для хранения горючего, лодки и кости китов.

24-25 ноября.

Все, больше высадок не будет, впереди два дня дороги обратно в Ушуайя.

Завязался длинный разговор с американцем-индусом, тем самым, что в 33 года уже пенсионер. Помимо рассказов о том, как он мужественно не возвращается в бизнес и старается искать себе развлечения, были затронуты и темы экономики и политики. Я как обычно отстаивал позиции России и в результате на примерах доказал, что американская демократия только вывеска – булшит иными словами. Зато индус аргументировал, что Индия и Китай сейчас в хороших отношениях со Штатами, так как у них большой общий товарооборот, в отличие от России. И что если Россия не найдет общий язык со Штатами, уже лет через 10 к власти в Индии и Китае придет молодое агрессивное поколение, и они все вместе начнут войну за ресурсы и, не исключено, против нашей страны. Он был настолько убедителен, что даже стало как-то не по себе.

По дороге обратно в порт я наконец пообщался с «нашими» на борту. Среди пассажиров русских не было, я встретил лишь одного израильского дедушку, который рассказал мне про своих русских родителей. Зато трое русских были в команде корабля: старший помощник Руслан из Одессы, радист Володя из Мурманска и усатый айтишник Александр. Пообщались прекрасно, ребята рассказали о других своих экспедициях (например я узнал, что Gap Expedition делает отличное путешествие по крайнему Северу вдоль норвежских фьордов) и даже поделились фотографиями. Было очень интересно узнать, как работает внутренняя «кухня» на корабле, то есть как взаимодействуют собственник, оператор и команда корабля. Напоследок выпили за русских бэкпакеров и договорились встретиться в мае 2011 года в Одессе. ))

25 ноября

Вечером корабль прибыл в порт, высадка состоится утром 26. И на этом я заканчиваю свою антарктическую историю.

Спасибо Небу, смартфон вернулся ко мне в четвертый раз. Оказалось, после того, как я его выронил, его подобрал пожарный патруль и не возвращал два дня, пока в последний день я не организовал небольшую разборку.

Предыдущий пост Вячеслава Красько

Комментарии