Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Убыточный Skype выходит на IPO

11.08.2010

Как выясняется, Skype, третий по популярности сервис обмена мгновенными сообщениями — по большей части, убыточная компания. К сожалению, постепенно набирающий популярность сервис, дающий уникальную на сегодняшний день возможность делать бесплатные звонки и видеозвонки через интернет, лишь единожды получил чистую прибыль за последние четыре года. У компании был шанс закончить 2009 год если не с профитом, то хотя бы около нуля, но выплаты по судебному разбирательству с Joltid, которой владеют основатели Skype Никлас Зеннстром и Янус Фриис, в размере $344 млн свели на нет годовые усилия коллектива.

skype-fig.jpg

Перечисляя риски, с которыми может столкнуться бизнес, владельцы Skype во главу угла выводят два из них: первый — что не смогут поддерживать устоявшиеся темпы прироста выручки (в среднем 57% ежегодно), второй — что не смогут удержать рентабельность на текущем уровне (то есть усугубить и без того нерентабельность). Их можно понять: выручка Skype строится на оплате звонков с компьютера на мобильные и городские телефоны — соответственно, перед компанией стоит задача дальнейшего привлечения пользователей, а также монетизации имеющейся базы клиентов. На текущий момент у Skype всего 560 млн пользователей, 124 млн – подключенных, из которых лишь 8,1 млн (1,4%!) пользуются возможностью совершать звонки с компьютера на обычные телефоны и, естественно, оплачивают их. Остальные 98,6% клиентов, включая автора этих строк, пользуются сервисом абсолютно бесплатно. Отмечу, что выручка Skype, приходящаяся на платного пользователя, в июне 2010 года составляет $96, против $94 в прошлом июне.

Очевидно, что в первую очередь Skype захочет монетизировать подключенных абонентов, однако не факт, что эта попытка будет удачной. Как известно, первый достаточно мощный прорыв в приросте базы пользователей начался после сотрудничества компании с социальной сетью MySpace (65 млн уникальных посетителей в месяц). Ресурсы договорились, что члены онлайн-сообщества получат возможность указывать в профайле свой аккаунт в Skype — и смогут звонить друг другу, что называется, «в один клик». Однако эти пользователи достаточно пассивны в плане голосового общения, сетуют в Skype, и собираются разорвать договор с MySpace уже в этом ноябре.


Здесь, наверное, самое время предаться фантазиям на тему, сколько бы Skype заработал, если бы пустил наконец интернет-рекламу в свои сервисы. Надо стряхнуть пыль с прогнозов Инвесткафе на 2011 год, согласно которым доля онлайн-рекламы в мировом рекламном бюджете составит 14,2%, или $67,34 млрд, и погадать, сколько из этих денег может освоить Skype. Но, честно говоря, сервису скорее надо сделать платными видеозвонки. Причем наценка должна быть минимальной — сервис выиграет на объемах трафика.


Судите сами. В 2009 году пользователи в совокупности общались с помощью видеозвонков Skype-to-Skype 113 млрд минут (почти 2 млрд часов). Если брать по копейке за минуту видеоразговора, это принесет компании около $40 млн. А если бы Skype брал по 10 копеек за минуту (думаю, такие расходы в состоянии себе позволить каждый Интернет-пользователь: «10 минут — рупь»), прошлый год компания бы закончила с прибылью.


Задуматься об этом для компании актуально уже сейчас. Потому что уже в следующем году может начаться бум IT-инвестиций в Юго-Восточной Азии: Индии, Китае, Индонезии, Шри-Ланке, Филиппинах и Бангладеше. Причина – появление самого дешевого в мире планшетника, который недавно презентовали индусы. Гаджет стоимостью всего $35 позволяет работать с текстовыми документами, просматривать фото и видеофайлы и, что важно, пользоваться интернетом. По оценкам Инвесткафе, только в шести вышеуказанных государствах количество потенциальных интернет-пользователей при доступных тарифах превышает полтора миллиарда человек — почти втрое больше нынешнего числа пользователей Skype. А ведь эти люди вполне могут обходиться и без мобильных телефонов, общаясь друг с другом по видеосвязи Skype-to-Skype.


Что же, так или иначе, я считаю перспективы Skype очень достойными. Если бы не единовременный платеж за урегулирование судебной тяжбы с Joltid, компания могла бы стать прибыльной второй год кряду. При «осторожной» монетизации видеосвязи ресурс может прибавлять к выручке по $40 млн за каждую копейку к стоимости минуты видеосвязи. Я оцениваю компанию в $2-2,2 млрд. При этом дальнейшее развитие Skype в России, очевидно, даст прирост VAS-услуг сотовым операторам.

Георгий Воронков

Investcafe.ru


Комментарии