• Сегодня 23 апреля 2024
  • USD ЦБ 93.25 руб
  • EUR ЦБ 99.36 руб
Вторая конференция «Цифровизация финансового рынка в России: тренды и перспективы развития»

Виртуальная соцсеть рушит реальную

11.06.2010

«Одноклассники», ICQ и Mail.ru могут объединиться, в очередной раз предрекают СМИ – инвестиционный фонд Digital Sky Technologies (DST) намерен консолидировать эти активы на базе Mail.ru. В самом фонде информацию о слиянии опровергают.

Слухи о возможном объединении некогда крупнейшей социальной сети в РФ «Одноклассники.ру», некогда популярнейшего сервиса обмена мгновенными сообщениями ICQ, а также портала Mail.ru ходят достаточно давно и, на мой взгляд, небезосновательны. Социальная сеть, некогда поразившая всех своей новизной и набравшая за последние пять лет аудиторию в 40 млн пользователей, постепенно теряет свои позиции. Причина в целом ясна. Испытав прелесть первых впечатлений от вида школьных друзей и первых амурных увлечений, пользователи стали переходить к основному конкуренту «Одноклассников» – «ВКонтакте».

Последний ресурс значительно более интерактивен, предлагая помимо ставших уже стандартными функций обмена сообщениями также общения в группах и оценки фотокарточек, размещение видео- и аудиофайлов, а также различные приложения. Результат налицо – по данным Интернет-ресурсов Explorer Yahoo, Alexa Internet, eBizMBA, Google PageRank , CNews Analitytics на начало 2010 года «ВКонтакте» является крупнейшей социальной сетью в Центральной и Восточной Европе, а также СНГ и занимает 5-е место в мире. Одноклассники же оказались седьмыми в мировом рейтинге, отступив с позиции крупнейшей социальной сети в РФ. J’Son & Partners оценивают активную аудиторию «Одноклассников» в 10 млн аккаунтов, «ВКонтакте» – 17 млн.

Вопрос популярности в Интернете – это вопрос не только имиджевых амбиций, но и извлечения прибыли. Развивающиеся рынки, на которых представлены «Одноклассники», предполагают более активное формирование рекламных бюджетов, так как и восстановление экономики на emerging markets идет быстрее. По моим ожиданиям, доля бюджетов на рекламу к 2011 году составит около 38% от мирового уровня против 29% в 2008 году. В следующем году основной прирост должен быть на Ближнем Востоке и Африке (+10,1%, до $22,4 млрд), в Центральной и Восточной Европе (+9,2%, до $29,9 млрд), в Латинской Америке (+7,2%, до $33,7 млрд) и Азиатско-тихоокеанском регионе (+6,3%, до 113,5 млрд). В среднем же прирост по миру составит около 4,1%.

Таким образом, основной приток рекламных денег ожидается на развивающихся рынках. Полагаю, что тренд к увеличению расходов на интернет-рекламу также сохранится, а значит, к 2011 году его доля в рекламном бюджете составит 14,2%, или $67,34 млрд. Исходя из вышесказанного, получается, что «к освоению» в Центральной и Восточной Европе в 2011 году придется $4,25 млрд рекламных денег – что близко к историческому максимуму.

Мысли об этих рекламных бюджетах, очевидно, не дают уснуть и сотрудникам DST. У фонда, напомню, есть достаточно много активов, которые могут добиться синергии друг с другом. Digital Sky Technologies принадлежат доли в Forticom (владелец и оператор соцсетей «Одноклассники», польской Nasza-Klasa.pl, балтийских one.lv и one.lt), Vkontakte.ru, Facebook.com, HeadHunter.ru.

Почему-то первое, что приходит в голову при анализе объединения «Одноклассников», ICQ и Mail.ru – это неизбежное сокращение персонала, которое ведет к повышению совокупной рентабельности. Хотя налицо и другие важные нюансы. Монетизация «Одноклассников», по разным оценкам, достаточно невысока, а у Mail.ru, напротив, с этим все в порядке. В свою очередь, объединение поможет Mail.ru подняться в рэнкингах поисковиков, в которых она сейчас уступает Яндексу и Google.

Основная же цель слияния брендов видится в объединении баз пользователей: сервисов обмена мгновенными сообщениями «Mail.ru Агент» и ICQ, а также социальных сетей «Мой Мир» и «Одноклассники». Это позволит комплексно решить накопившееся проблемы, а не наблюдать за дальнейшей потерей популярности сервисов. 


Комментарии

Защита от автоматических сообщений