Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Акциз растет, пивные дрожжи падают

19.05.2010

Пивоваренная компания «Балтика», похоже, всерьез готовится к пересмотру своей дальнейшей стратегии. Компания опубликовала результаты работы по РСБУ за I квартал 2010 года, которые показали падение чистой прибыли в десять (!) раз по сравнению с годом ранее – с 2,8 млрд до 0,26 рублей. Из отчетности видно, что основная причина – стремительное сжатие выручки, которая рухнула на 43%, до 10,1 млрд рублей. 

Отдаю должное «Балтике» – ее отчет удивительно неинформативен: 186 страниц, из которых так и непонятна ни структура выручки, ни причины ее падения. Конечно, речь идет об отчете по РСБУ, а не о консолидированных результатах, но все-таки двукратное падение продаж надо бы как-то объяснить акционерам. Компания обошлась тем, что где-то между строк упомянула о финансовом кризисе и его последствиях. 

Удивительно, но макроэкономика шепчет об улучшении ситуации в России по сравнению с тем же январем-мартом 2009 года. В I квартале 2010 года объем денежных доходов населения вырос на 13,7% по сравнению с годом ранее, траты населения на товары и услуги тоже подросли, увеличившись на 8,4%. На этом фоне вверх подтянулся и оборот розничной торговли – рост на 1,3% по отношению к январю-марту 2009 года. Таким образом, деньги на бутылочку-другую пивка у среднестатистического жителя России должны были появиться. 

В теории, положительное влияние на рентабельность должно было оказать и снижение закупочных цен на продукцию: на солод цены упали на 35,13%, на ячмень – 12%, на мальтозный сироп – на 5,5%. Однако почти двукратное падение продаж все равно легко перечеркивает такие «приятные» мелочи. 

На мой взгляд, одним из главных факторов падения выручки, которая на 91,4% формируется из продаж пива, является трехкратный рост акцизов на пенный напиток – с 3 до 9 рублей за литр. Полагаю, вкупе с аномально холодной зимой, сопровождавшейся обильными осадками, это способствовало тому, что объемы производства пива упали по стране на 20% (данные Росстата). На территориях же своего основного присутствия, в Москве и Санкт-Петербурге, компания сталкивается с сильной конкуренцией со стороны лидеров рынка – американской Anheuser-Busch, британской SABMiller и голландской Heineken. 

С учетом роста акцизов на пиво «Балтика», полагаю, решила сделать определенный акцент на безалкогольном направлении (в 2009 году составляло около 2,5% продаж), чтобы спасти стагнирующую выручку. Компания на днях презентовала новую линейку негазированных напитков под маркой Crazy, продажи которых начнутся этим летом. 

С учетом сбытовой сети «Балтика», полагаю, может занять 1-2% рынка безалкогольных напитков (по моим оценкам, его емкость составляет 198 млрд рублей). Таким образом, экспансия в этом сегменте способна прибавить к выручке 2,97 млрд рублей. 

Впрочем, пока эти прогнозы не стали реальностью, можно сказать, что компания показала достаточно слабые результаты за квартал. Полагаю, отчетность по МСФО расставит все на свои места консолидированные выручка и прибыль будут средними по сектору. Справедливая стоимость обыкновенных акций «Балтики», на мой взгляд, составляет 705 рублей – на 13% ниже нынешних уровней.

Voronkov

 Investcafe.ru


Комментарии