Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

02.10.2007

Не так давно, организовывая очередное бизнес-мероприятие, я столкнулся с критикой со стороны начальника: «Почему Вы не продумали, кто подает кофе? Почему во время перерыва кофе разносили я и вы, а не кто-то из административного персонала?» Я ответил: «Но ведь мы не перенапряглись, а люди ничего не заметили». Я считаю, что был прав. Прежде всего потому что мероприятие прошло на высоком уровне.

Мелочи, такие как кофе, не могут исправить ситуацию, когда главное сделано плохо. Если людям не о чем говорить, если доклады, ради которых собрались участники, неинтересны, если программа не продумана, вовремя поданный кофе не исправит ситуации и не сделает мероприятие лучше. Этот случай напомнил мне ситуацию из прошлого, из совершенно другой области.

Много лет назад я мечтал стать пианистом и много времени проводил за роялем: играл гаммы, разучивал этюды. Мало кто из музыкантов не проходил такую школу. Мне запомнилась одна фраза педагога по фортепиано: «Самое главное – постановка руки. Если рука стоит неправильно, ничего не получится».

Считается, что у любого успешного пианиста рука должна стоять ровно: кисть и локоть располагаются прямо над клавиатурой, практически параллельно клавишам. Испокон веков новичкам внушают, что иначе играть на фортепиано просто невозможно. Именно так воспитывали и меня.

Я пытался добиться правильной постановки кисти. И добился, однако у меня не получалось прилично сыграть хоть какую-нибудь пьесу. И тут меня осенило: зачем? Разве играть «правильно» – самоцель? Нет, цель игры – красиво сыграть музыкальное произведение. После того, как я проникся этим убеждением, все пошло по-другому.

Через некоторое время я с удивлением узнал, что практически никто из талантливых пианистов не обладал «правильной кистью». Тем не менее, это не мешало им играть концерты. Как им это удавалось? Ответ прост: они думали о сути, а не о форме. Правильно расставляли приоритеты.

В чем главная цель исполнительства? Сыграть так, чтобы слушатели прониклись интерпретацией, чтобы музыка «зазвучала». И никого не волнует, какими средствами пианист добился этого эффекта. И постановка руки, как и другие мелочи, также никого не волнуют.

Это утверждение верно не только в музыке. Зачастую из-за мелочей рушатся самые смелые замыслы.

Смотрите на вещи широко, держите перед глазами истинную цель. Остальное – средства, которые всего-навсего должны помочь достижению результата, а не переключать на себя основное внимание.

С моей точки зрения, подход моего теперь уже бывшего начальника сродни взглядам педагога по фортепиано: главное – добиться правильной постановки рук. Я убежден, что это, так же как и кофе, – вторично.


Александр Московкин

Комментарии