Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

IPO как это мило, IPO без перерыва, IPO волшебные слова, IPO мы выучим, едва?

14.10.2007

Я долго думал, стоит ли открывать серию материалов про IPO, и решил, что все же стоит. Мне представляется, что у каждого профессионального менеджера в компании должна быть миссионерская цель. Это то, что позволяет в неутешительной ситуации проводить разумную политику самосовершенствования и добиваться прогресса в развитии бизнеса, в котором работаешь или участвуешь, преумножая его стоимость.

IPO как это милоИтак, что же мы наблюдаем? Едва оперившиеся холдинги (при отсутствии законодательства о холдингах в нашей стране) как один начали заявлять об IPO. Подразумевая, как правило, продажу 15-20% акций. Вместе с тем результатами прошлого года на Российском рынке стало 23 IPO на 17,7 млрд долларов США; из них порядка 66% приходится на топливно-энергетический комплекс. Лидирующие позиции ведущих организаторов на этом рынке занимают Morgan Stanley и Dresdner Kleinwort (данные www.offerings.ru). Безусловно, в десятке лидеров-организаторов можно отметить и российские международные инвестиционные группы «Тройка Диалог» и «Ренессанс Капитал».

Особенность международного Initial Public Offering — первичного публичного размещения акций — российским компаниями такова, что, в соответствии с нормативными документами ФСФР, в форме депозитарных расписок за рубежом могут размещаться не более 70% акций соответствующего выпуска и не более 35% совокупного акционерного капитала. В связи с чем наличие в синдикате по размещению крупного российского организатора является обязательным.

Мы понимаем под IPO не только первичное размещение акций на фондовой бирже, но и вторичное размещение посредством выпуска ADR или GDR – так называемых американских депозитарных расписок или глобальных депозитарных расписок,— а также размещение конвертируемых облигаций. Привлечение капитала — не единственная цель проведения размещения для молодой компании. Как мне представляется, это прежде всего повышение престижа и понятности бизнеса, а для первоначальных собственников — возможность его продажи и реализация прибыли.

IPO может проводиться и с целью рекапитализации, когда средства, вырученные от размещения, используются для замещения долговой нагрузки от бондов и приведению структуры капитала к приемлемой с точки зрения рисков. Однако здесь стоит сделать важное замечание. Не стоит при переговорах с иностранными организаторами озвучивать рассмотренные выше истинные цели, а стоит настраивать их на «позитивный экономический лад». Это то, что с удовольствием «проглатывает» западный инвестор: дальнейшее развитие бизнеса, увеличение географического охвата, выход на транснациональные рынки сбыта, модернизация производственной базы посредством освоения новых площадей и мощностей и т. п. Это начало начал выхода на IPO, и лишь стоит кому-то отступить от этой доктрины, как проект закроется, не успевши начаться.  

Сама по себе технология по сути и содержанию мало чем отличается от выпуска бондов. Поэтому меня, например, умиляет, когда ищут «IPO-шника» в холдинг: «опыт проведения IPO обязателен». Откуда же ему взяться (см. данные в начале)?! И второе. Якобы что-то понимающие директора ищут человека со свободным английским или немецким для выхода на одну из международных бирж. Это тоже, на мой взгляд, анахронизм. Необходимым и достаточным условием в смысле языка является база института и дополнительного образования плюс, возможность читать (интерпретировать) данные Balance sheet и Profit and Loses report. А вот что является критическим, так это экономический образ мышления, или точнее, демонстрация его посредством уже реализованных компетенций, опыт выведения бондов, точнее сказать, привлечения денежных средств с открытого рынка капитала.

В зависимости от метода определения цены можно выделить следующие способы проведения IPO: открытое предложение c фиксированной ценой; аукцион; формирование портфеля. Способ формирования портфеля – книги заявок — считается самым распространенным и эффективным. При составлении книги заявок определяется диапазон цены (price range), в рамках которого институциональные инвесторы выставляют свои заявки. Инвестор может выставить простую заявку (strike bid) на покупку определенного количества акций, заявку с указанием максимальной цены покупки акций (limit bid) и ступенчатую заявку (step bid), в которой указывает количество акций на покупку при определенной цене. К примеру, недавнее размещение акций ВТБ прошло как раз по этому способу.

Наши конференции:


Вячеслав Гвоздев

Комментарии