Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Чего не хватает финансовым директорам?

09.11.2007

Автор: Дмитрий Краснов, генеральный директор компании ИТЕК 

Очень часто финансовые директора замкнуты на вчерашних и сегодняшних показателях компании и становятся преградой при построении эффективной стратегии.

Когда мы говорим о финансовом директоре как о топ-менеджере, который занимается финансовым управлением, прежде всего подразумеваем, что этот сотрудник принимает участие в формировании стратегии компании и ее реализации. С точки зрения начала разработки и постановки стратегии главное – это видение будущего, то есть образное представление той компании, в которую должна преобразоваться нынешняя организация. Адекватная оценка сегодняшнего состояния возможна лишь из той удаленной точки. Лишь глядя оттуда, можно понять, какие действия следует совершить для правильного развития – будет ли это открытие новых рынков, перенос производства на другие территории, реинжиниринг бизнес-процессов и т. д. Основная сложность состоит в том, что будущее это надо представить не только образно, но и в деталях.

При рассмотрении общих финансовых показателей мы всегда замеряем нечто, что так или иначе уже произошло, и на этом основании пытаемся строить то, куда хотим добраться. В этой связи есть некоторые противоречия касательно способности финансового директора мыслить стратегически и в то же время очень практически. Своей повседневной деятельностью он неразрывно связан с прошлым и настоящим и невольно может стать, и чаще всего становится, преградой и помехой в построении действенной и конкурентоспособной стратегии. Например, при выборе инвестиционных проектов финансовый аналитик с чистой совестью может уделить чрезмерное внимание доходной составляющей и срокам окупаемости проекта, не принимая во внимание его значимость для будущего бизнеса компании. Или же, оценивая оборачиваемость текущих активов и динамику изменения краткосрочной задолженности, игнорировать изменения условий работы с поставщиками. В результате при вполне благопристойной и стабильной балансовой картине незамеченными и непрогнозируемыми остаются будущие проблемы.

Финансовый директор, будучи человеком практичным и сориентированным на сегодняшний день, в то же время должен вместе со мной оказаться в другой сфере мышления. В этом случае одной из основных его задач становится построение финансовой модели будущей компании. Создать ее образ в деталях – означает увидеть будущее в цифрах и соотношениях, то есть понять, какие из финансовых показателей являются ключевыми, выявить балансовые соотношения, требующие изменений, определить действия, которые для этого следует предпринять. Только в этом случае финансовый директор превращается в члена команды, а не тактического консультанта по поддержанию текущей рентабельности.


Нино Гвазава

Комментарии