Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Олег Рыжов: Отношения арендодателей и арендаторов в кризис

Олег Рыжов: Отношения арендодателей и арендаторов в кризис 14.09.2015

Текущий кризис, начавшийся полтора года назад, продолжается и, очевидно, будет продолжаться еще длительное время. По крайней мере, дна падения еще не видно. Как показывает практика, рынок недвижимости начинает падать после рынка ритейла. Именно с этим связано нежелание отдельных собственников объектов идти навстречу арендаторам. Они действительно начали испытывать сложности несколько позднее. И понимание глубины проблемы также пришло позже. Но сейчас самое главное всем сторонам понять простую истину: выбраться из падения можно только совместными усилиями.

Арендаторы столкнулись с ростом себестоимости товаров, удорожанием операционных расходов, снижением покупательской активности населения, падением маржинальности бизнеса и т. д. Собственники объектов, со своей стороны, столкнулись с повышением фактических выплат по банковским валютным кредитам, увеличением затрат на содержание объекта, резким ростом числа вакантных площадей. Уверен, что достигнуть компромиссного решения, позволяющего выиграть всем сторонам процесса, можно только при условии активного позитивного участия всех сторон — коммерческих банков, профинансировавших строительство проекта, собственников объектов и арендаторов.

На текущем рынке особенно ярко проявились сильные и слабые стороны объектов. Неудачная локация, компенсируемая ранее массированной рекламной и маркетинговой поддержкой, приводит к резкому падению трафика посетителей и падению доходности магазинов. Ошибочные концептуальные решения, ошибочное зонирование и неверно сформированный пул якорных арендаторов приводят к тому же. В итоге, начинается бегство арендаторов. При правильном совместном подходе можно решить и эти проблемы.

Те же объекты, которые практически не имеют слабых сторон, находятся в выигрышном положении. Но и здесь есть свои сложности. Например, при отсутствии падения траффика посетителей, значительно падает конверсия потока. Данное падение связано с общим снижением покупательской активности. В этой ситуации приходится вносить изменения в концепцию объектов, увеличивая развлекательную составляющую, и находить нестандартные подходы к их продвижению. Здесь также всем сторонам необходимо действовать совместно.

Олег Рыжов, генеральный директор Ross Group

Наши конференции:


Комментарии