• Сегодня 5 декабря 2025
  • USD ЦБ 76.97 руб
  • EUR ЦБ 89.90 руб
Десятая конференция «Эффективное управление ликвидностью и оборотным капиталом»
Сорок шестая конференция «Общие центры обслуживания – Саммит руководителей»
Шестая конференция «Актуальные вопросы ВЭД»
Книги в подарок на Новый год
Пятнадцатая конференция «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса»
https://t.me/cfo_russiaru

Алексей Гетманов, ГАП «Ресурс»: Платежный агент в таможенной стоимости: от дискуссии к судебной победе

25.08.2025

Алексей Гетманов, ГАП «Ресурс»: Платежный агент в таможенной стоимости: от дискуссии к судебной победе

На организованной площадкой 8 апреля 2025 года Четвертой конференции «Актуальные вопросы ВЭД: трансграничные платежи в новых условиях» я делал доклад на тему «Особенности ведения таможенных споров: современные риски».

Одним из самых острых на моем докладе тогда был вопрос, нужно ли включать в таможенную стоимость вознаграждение платежного агента (в последнее время такая модель оплаты активно практикуется в связи трудностью прохождения платежей из-за санкций).

Тогда я рекомендовал его не включать (не увеличивать таможенную стоимость, и, соответственно, таможенные платежи), если:

– продавец (иностранное лицо) не номинировало этого агента, как условие договора об оплате, то есть привлечение платежного агента было инициативой покупателя (российской организации);

– покупатель (российская организация) не мог должным образом (испытывал объективные трудности) осуществить платежи из-за введенных санкционных ограничений.

В подтверждение я ссылался на Письмо Минфина России от 2 октября 2024 года N 27-01-21/95291, которое хотя и не является нормативным актом, но являлось, на мой взгляд, адекватным толкованием таможенного законодательства с учетом существующих реалий.

Не все участники конференции тогда со мной согласились, многие высказались о высоких рисках последующих доначислений и возможного привлечения к ответственности. Судебная практика же тогда еще не была сформирована.

И вот я рад вам сообщить о появлении первых судебных позиций по спорному вопросу, так:

– 17 июля 2025 года на уровне АС Московского округа (значимая кассация) сформирована позиция, полностью поддерживающая такой подход (дело № А41-69680/24).

– аналогичная позиция выказана и в свежем Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2025 года по делу N А40-8260/2025.

Я рад, что судебная система поддержала взвешенный подход.

Думаю, риски существенно снизились, и при наличии в ваших операциях указанных условий можно еще раз посмотреть на такие расходы с точки зрения необходимости их включения.

Если неуверенность все же сохраняется, то при подаче текущих ДТ с таможенной стоимостью товара рекомендую довести в таможенный орган информацию о том, что вы использовали такой механизм оплаты, но не включили его в таможенную стоимость по вышеизложенным основаниям. Так как вы честно и открыто проинформировали об этом таможенный орган, это с высокой степенью вероятности должно освободить вас от административной или уголовной ответственности за недостоверное декларирование и неуплату таможенных платежей. Если же вам включат такие расходы, вы смело это можете обжаловать в вышестоящий таможенный орган или суд.

Вы также вправе требовать корректировки ранее заявленных ДТ в части определения таможенной стоимости по причине ошибочного включения расходов на платежного агента и требовать возврата излишне уплаченных таможенных платежей по таким операциям за 3 предшествующих года. Здесь рисков практически нет, так как вы не получите возмещения, пока с вами не согласится таможня (в том числе вышестоящая таможня по вашей жалобе) или суд. 

Алексей Гетманов, руководитель Управления по судебно-претензионной работе, ГАП «Ресурс»

Узнать больше об изменениях в таможенных правилах вы сможете на Шестой конференции «Актуальные вопросы ВЭД», которая состоится 11 декабря 2025 года.