Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Бюджетирование, планирование и прогнозирование: ликбез по автоматизации

Бюджетирование, планирование и прогнозирование: ликбез по автоматизации 30.09.2022

Бюджетирование, планирование и прогнозирование – глубоко взаимосвязанные процессы: план основывается на прогнозе, прогноз опирается на результаты выполнения плана, хозяйственный бюджет является неотъемлемой частью последнего. Поэтому часто их воспринимают как неделимое целое.

С легкой руки авторитетных зарубежных аналитиков посыл о единстве этих управленческих процессов закрепился в наименовании соответствующего программного обеспечения (ПО). Для его обозначения используется обобщающий термин – приложения для автоматизации бюджетирования, планирования и прогнозирования (budgeting, planning and forecasting, сокр. BPF).

В результате у потенциальных заказчиков зачастую формируется неверное представление об организации BPF-процессов. Оно порождает вопросы и недоверие к поставщикам технологий. Например: разве инструменты прогнозирования не являются неотъемлемой частью системы планирования? Или как не переплатить за автоматизацию планирования, если в банке уже эксплуатируется система бюджетирования?

Цель этой колонки – разъяснить причины сложившихся подходов к программной реализации бюджетирования, планирования и прогнозирования и прояснить наиболее острые вопросы «вокруг» их автоматизации.

Особенности программной реализации BPF

Начнем с краткого ликбеза по автоматизации бюджетирования, планирования и прогнозирования. Проанализируем, как особенности этих управленческих процессов влияют на реализацию соответствующих компонентов ПО.

Бюджетирование

Под термином «бюджетирование» обычно понимаются два взаимосвязанных процесса – планирование бюджета хозяйственных расходов и контроль  его исполнения. Однако для их информационной поддержки принято использовать отдельные программные компоненты. Это связано с особенностями организации каждого процесса.

Процессы оперативного контроля и учета исполнения бюджета предполагают одновременное в режиме реального времени выполнение повторяющихся задач обработки платежей (проверка суммы платежа по бюджету, резервирование суммы на статье, учет фактического исполнения платежа и др.) разными специалистами банка – инициаторами расходов, руководителями подразделений, бюджетными контролерами, бухгалтерами, финансистами и пр. – и запись в базу данных большого количества фактов о затратах в разрезе детальной аналитики. Для реализации этих типично «учетных» процессов целесообразно использовать транзакционную платформу.

Сметное планирование – итерационный процесс, который сводится к сбору плановых заявок, их согласованию и консолидации всех статей бюджета в итоговую смету. Для него характерен большой поток согласований как в разрезе организационной иерархии: в дополнительных офисах, филиалах и т.д., так и «параллельно» с держателями соответствующих расходных статей: ИТ-службой, бухгалтерией, АХО и др. Поэтому для автоматизации планирования необходимо ПО, функционал которого позволяет настраивать сложные многоступенчатые цепочки согласования и визирования бюджетных документов.

Планирование

Финансовое планирование – многоуровневый процесс, который охватывает весь банк в целом. Он включает постановку целей и KPI, их декомпозицию на подразделения, филиальную сеть, точки продаж, сотрудников и пр., подготовку бизнес-планов, инвестиций и сметы расходов, их консолидацию в единый финансовый план, его согласование и утверждение.

Основу финансового плана составляют планы бизнес-деятельности, которые в соответствии с принятой в банке методикой формируются «на местах», консолидируются согласно установленной иерархии и проверяются на выполнение целевых показателей. Например, менеджеры могут запланировать количество привлекаемых клиентов, средний чек по каждому виду финансовых инструментов и т.д., а итоговые планы будут сверяться с KPIs для розничного бизнеса в филиале или розничного бизнеса в целом по банку. Для автоматизации этого процесса требуется ПО, которое поддерживает сложную консолидацию и позволяет при начальном планировании произвести прикладные вычисления. Например, планируя объемы бизнеса, сразу рассчитывать процентные расходы и доходы, вычислять резервы по каждому инструменту, учитывать влияние ставок и т. д.

Прогнозирование

В контексте планирования бизнес-деятельности под прогнозированием понимается расчет прогнозного состояния «старых», то есть фактических, и моделирование «новых», будущих портфелей банка с учетом влияния риск-факторов. Подготовка прогнозов является одной из наиболее трудоемких задач при подготовке планов бизнес-деятельности, так как требует обработки большого объема детальных данных о банковских договорах. Предпочтительная технология для ее реализации – корпоративное хранилище данных (КХД). В КХД собираются данные о клиентах, контрагентах и сделках с ними, включая графики платежей, а прикладной вычислительный механизм на его базе – машина прогнозирования – позволяет быстро вычислять будущее состояние ресурсов банка для различных макроэкономических сценариев. Каждый сценарий объединяет набор макроиндикаторов и поведенческих характеристик клиентов, для прогнозирования которых на основе исторических данных из КХД могут применяться различные алгоритмы, в том числе методы машинного обучения и статистики.

Помимо финансового планирования прогнозы состояния банковских портфелей могут быть полезны в других сферах деятельности КО, в том числе:

  • в управлении активами и пассивами,
  • при принятии инвестиционных решений на финансовом рынке,
  • при оценивании кредитоспособности заемщиков,
  • в управлении и анализе банковскими рисками,
  • в управлении лимитами и нормативами,
  • в надзорном и других видах стресс-тестирования,
  • и проч.

В силу универсальности задачи прогнозирования функциональность для ее реализации и прогнозирования поведенческих характеристик клиентов обычно выделяют в отдельные модули.

Как не переплатить за автоматизацию планирования, и другие острые вопросы об автоматизации BPF

В каждой организации BPF-система конфигурируется индивидуально с учетом принятых методических подходов и сложившейся ИТ-инфраструктуры. В результате ее архитектура и состав используемых компонентов будут различаться от банка к банку – и это оправдано, хотя и не всегда очевидно.

Поэтому важнейшие требования к BPF-платформам – наличие прикладной функциональности для поддержки различных методических моделей и возможность выборочного использования компонентов. Например, в составе RCPM-платформы «Контур» производства отечественной компании Intersoft Lab для автоматизации бюджетирования, планирования и прогнозирования поставляются готовые приложения «Бюджет хозяйственных расходов», «Финансовое планирование» и «Прогнозирования и моделирование». Каждое приложение отвечает за автоматизацию одного BPF-процесса и может функционировать автономно или в «связке» с другими.

Ниже ответим на наиболее острые вопросы, возникающие в ходе реализации BPF-систем.

- Почему механизм прогнозирования не входит в состав системы планирования?

Напомним, что инструментарий для поддержки прогнозирования универсален. Он может использоваться в банке для решения разных задач, в том числе еще до автоматизации планирования. В этом случае банку не требуется приобретать еще одну машину прогнозирования в составе системы планирования. Достаточно переиспользовать уже имеющийся механизм прогнозирования в интересах финансового планирования.

Кроме того, не все реализации ПО для финансового планирования опираются на КХД и имеют доступ к данным по клиентам и договорам. Многие системы планирования предполагают ввод через пользовательский интерфейс уже «готовых» значений по статьям плана бизнес-деятельности. При такой реализации прогнозирование остается «за скобками» автоматизации процесса бизнес-планирования, то есть выполняется внесистемно. Прогнозы могут подготавливаться вручную (правда, такой подход значительно ограничивает их вариативность и детальность) или рассчитываться во внешних по отношению к системе планирования модулях.

Эти примеры объясняют, почему функциональность для прогнозирования не входит в дистрибутив большинства систем планирования, несмотря на целесообразность ее использования при подготовке бизнес-планов.

- Можно ли планировать смету расходов в системе финансового планирования? Какие минусы есть у такой конфигурации?

Смета административно-хозяйственных расходов (АХР) является частью финансового плана, и оба процесса – сметное планирование и подготовку планов бизнес-деятельности – можно реализовывать в одной системе финансового планирования. Однако для планирования сметы характерны большая аналитическая детализация, которая избыточна для финансового плана, разнообразные вспомогательные механизмы заполнения плановых заявок, сложные разветвленные цепочки согласований в рамках заявительной кампании и прочие нюансы, которые находят свое отражение в соответствующей функциональности специализированного ПО.

При использовании единой системы для финансового и сметного планирования возможности поддержки подобных особенностей процесса подготовки бюджета АХР скорее всего будут ограничены. Такая конфигурация может быть оправдана для кредитных организаций с компактной организационной структурой и укрупненной методикой планирования хозяйственных расходов.

- В банке внедрена система финансового планирования, готовится проект по автоматизации контроля исполнения бюджета. Где лучше готовить «план-факт» анализ бюджета хозяйственных расходов?

«План-факт» анализ – это инструмент контроля за исполнением бюджета АХР, поэтому реализовывать его уместно в ПО соответствующего назначения. Программный компонент для контроля исполнения бюджета выполняет две функции: контрольную и учетную – обеспечивает оперативный контроль допустимости расхода, фиксирует и накапливает данные о фактически расходах в разрезе детальной аналитики. Выпуская план-факт отчетность с требуемой периодичностью, он позволяет на основе накопленных данных проанализировать, как исполняется бюджет. Для этого необходимо настроить загрузку данных о плановых затратах из системы финансового планирования.

С учетом того, что бюджет АХР формируется во внешней по отношению к этому модулю системе, при его внедрении необходимо предусмотреть согласованность аналитик, в разрезе которых будет вестись контроль расходов, с аналитиками плановой сметы.

Юлия Амириди, заместитель генерального директора компании Intersoft Lab

О компании:

Intersoft Lab – ведущий отечественный разработчик хранилищ данных и систем управления эффективностью и рисками банковского бизнеса. Компанией реализовано свыше 250 проектов в банках России и СНГ.

RCPM-платформа «Контур» собственной разработки компании – основа для цифровизации процессов планирования, прогнозирования и бюджетирования, управленческого учета, расчета трансфертной стоимости ресурсов и аллоцирования расходов, подготовки обязательной и риск-отчетности.

Решения компании для риск-ориентированного управления банковской эффективностью – полноценная альтернатива зарубежным системам. Прикладное ПО «Контур» включено в Реестр отечественных программных продуктов.


Комментарии
Скрыть комментарии
Текст сообщения:
Защита от автоматических сообщений
Отправить