Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Рынок облигаций эмитентов МСП+ сегмента

07.07.2022

Давайте сразу к главному: любой бизнес с самого начала своей деятельности находится в поиске источников притока капитала. Зачастую на первых этапах это средства учредителей и близких к бизнесу лиц, в дальнейшем спектр возможностей расширяется. Компаниям становятся доступны инструменты как классического банковского кредитования, так и все больше набирающие популярность p2b краудлендинговые платформы.

Когда бизнес «взрослеет» и готов к открытости и публичным заимствованиям, у него появляется возможность диверсифицировать базу потенциальных кредиторов и выступить в качестве эмитента биржевых облигаций, и мы, как организатор выпусков долговых ценных бумаг, знаем об этом как никто другой.

Цели выпуска облигаций не сводятся только лишь к простому привлечению фондирования, у компаний могут быть ограничения, не позволяющие реализовать их планы по использованию полученных с помощью «классических» финансовых инструментов привлечения средств. С чем, например, столкнулись некоторые наши эмитенты:

  • Ограниченность в свободе совершения операций из-за раздутого ковенантного пакета по банковским кредитам;
  • Ограниченность в залоговой базе для получения новых займов;
  • Необходимость привлечения внимания к бренду в связи с активной рыночной экспансией;
  • Формальные ограничения во взаимоотношениях с контрагентами, которые усложняют порядок привлечения классических источников фондирования.

Многие компании открыли с нашей помощью для себя рынок публичного долга и биржевых облигаций в частности, что позволило им достичь намеченных целей и получить дополнительные преимущества от размещения.

Фактически выход компании в качестве дебютанта на рынок облигаций предполагает долгий, но всегда оправданный процесс, а экспертная оценка со стороны сразу нескольких независимых структур (организатора, рейтингового агентства, биржи) позволяет понять и оценить сильные и слабые места бизнеса. Многие компании, пройдя путь от идеи выпуска до фактического размещения облигаций, получают ценные знания того, как они выглядят с точки зрения большого количества кредиторов, что дает дополнительный стимул меняться в лучшую сторону.

Важно понимать, что рынок публичного долга открыт не только для крупных компаний, а также и для компаний сектора МСП и тех, кто не так давно «вышел» из этого сегмента, но ещё находится с точки зрения банков на уровне среднего бизнеса. В основном компании, подходящие под такие критерии, имеют сложившуюся репутацию на региональном рынке и находятся в поиске путей дальнейшего расширения, иначе сказать, масштабирования.

Давайте внимательно посмотрим на такие компании. Кто это? Это бизнес, действующий более 3-х лет, имеющий прозрачную структуру собственников и показывающий положительную динамику финансовых показателей. Если посмотреть выпуски таких компаний, то можно отметить, что оптимальный объем размещения – от 100 млн до 500 млн рублей, а кредитный рейтинг в диапазоне от В- до BBB- по национальной шкале оценки.

Год от года таких эмитентов становится все больше, и если в 2018-м году компании, попадающие под это описание, привлекли на открытом рынке через облигации примерно 3 млрд рублей, то в 2021-м году эти объемы возросли до 14 млрд рублей. Причем компании, приходящие на биржевой рынок повторно, уже знакомы широкому кругу инвесторов, и в целом гораздо проще получают фондирование как на рынке, так и в банках из-за сформировавшейся публичной кредитной истории.

Большим стимулом для МСП является возможность получить субсидии на компенсацию затрат для организации выпуска от Минэкономразвития и тем самым снизить стоимость размещения. Размер субсидии на выплату процентов по долгу (купонного дохода) составляет 70% ключевой ставки Банка России, и, конечно же, это весьма привлекательно! Также эмитент может компенсировать до 1,5 млн рублей расходов на организацию эмиссии. Одними из первых эмитентов в стране, которые воспользовались этой формой государственной поддержки, стали наши клиенты, клиенты GrottBjorn — федеральная сеть фитнес-клубов «Брайт Фит» и Сибирский комбинат хлебопродуктов.

В 2022 году уже две компании выпустили вместе с нами облигации на Московской Бирже: ООО «Сибнефтехимтрейд» (второй выпуск эмитента объемом в 350 млн. рублей) и ООО «Центр-Резерв» (дебютный выпуск в 100 млн рублей). А объём привлечённых средств эмитентами, в размещениях которых участвовало Финансовое ателье GrottBjorn, составил более 6 млрд рублей за последние 4 года.

Активность облигационного рынка стала заметна сразу после принятия Московской Биржей решения о возобновлении первичных размещений в конце апреля 2022-го года. Количество новых выпусков превышает показатели 2021-го года, что свидетельствует о высоком интересе компаний к альтернативным источникам привлечения капитала.

Вместе с тем возрастает конкуренция за средства инвесторов, и одна из ключевых задач качественных эмитентов – поиск организатора с отличной репутацией и опытом в комплексном подходе, особенно к дебютным выпускам, ведь у эмитента не будет второй возможности произвести первое хорошее впечатление.

Можно сколь угодно долго изучать технику плавания в теории или учиться танцевать, просматривая обучающие ролики, а можно уже сейчас принять решение и начать действовать. В текущих условиях в роли лидера часто оказывается не самый сильный, а самый быстрый и гибкий участник. Становитесь успешней, развивайте компетенции, выбирайте надежных партнеров!

Финансовое ателье GrottBjorn

www.grottbjorn.com
Telegram @fagrottbjorn
8 800 250 44 20 бесплатно по РФ

Наши квалифицированные специалисты ответят на все интересующие вопросы.

Комментарии
Скрыть комментарии
Текст сообщения:
Защита от автоматических сообщений
Отправить