• Сегодня 28 апреля 2024
  • USD ЦБ 91.78 руб
  • EUR ЦБ 98.03 руб
Вторая конференция «Цифровизация финансового рынка в России: тренды и перспективы развития»
Коля в Третьяковской галерее
Семнадцатая конференция «Автоматизация корпоративных бизнес-процессов»
Одиннадцатая конференция «Управление дебиторской задолженностью»
50 бизнес-моделей новой экономики. Уроки компаний-единорогов
https://vk.com/cforussia

Юлия Максакова, ARKA Merchants Ltd, Ирландия: «Сегодня нарабатывается бесценный опыт и умение лавировать в ситуации полной нестабильности»

05.07.2023

Юлия Максакова, ARKA Merchants Ltd, Ирландия: «Сегодня нарабатывается бесценный опыт и умение лавировать в ситуации полной нестабильности»

Юлия Максакова, директор ARKA Merchants Ltd, Ирландия и спикер Конференции «Актуальные вопросы ВЭД», рассказала CFO Russia про проблемы с расчетами с российскими контрагентами.

С какими основными трудностями в сфере расчета с российскими контрагентами столкнулась ваша компания в условиях санкций?

В 2022 году и до февраля 2023 года мы были европейским подразделением ГК Сегежа и назывались Segezha Packaging c Холдингом и Торговым Домом в Ирландии. Сейчас у нас другой акционер, но все вызовы прошлого года, которые пришлось решать нашей компании, свежи в памяти и попали в копилку опыта.

Первая проблема, с которой мы столкнулись сразу же, – основная доля счетов наших российских контрагентов была открыта в банках, попавших под санкции в первую волну. Даже если российский банк был не под санкциями, но один из его акционеров попал в эти списки, европейские банки отказывались проводить платежи, ссылаясь на комплаенс.

Вторая проблема – это ограничение платежей в валюте и блокировка переводов. Практически все переводы в долларах США блокировались независимо от суммы. Что-то размораживали в течение недели или двух после предоставления пакета документов, что-то держали до 3 месяцев и дольше.

Третий момент – это введение нового пакета санкций и запрет на поставку российской продукции в Европу. Нас это коснулось напрямую, так как мы закупали российскую бумагу для производства наших мешков. А также продукцию деревообработки, которую продавали европейским потребителям. Запрет на покупку подразумевал и запрет на оплату уже поставленной продукции. Точкой отсечения считалось 8 июля 2022 года. То есть если наши непосредственные клиенты нам оплачивали долги, то в Россию мы ничего отправить не могли и не можем до сих пор. И неважно, куда данная продукция продавалась: в Европу или в Азию. Смысл в том, что основной продавец – европейская компания, и она попадает под все ограничения. На этой почве банки еще больше ужесточили комплаенс. Но и мы сами ввели жесткий контроль за исполнением требований со своей стороны, так как в ЕС предусмотрели уголовную ответственность для руководителей компаний, нарушающих санкционный режим. Практики аудитов еще не было, это прецедент, созданный недавно. Так что я не обольщаюсь и думаю, что в будущем (год-два) такие целевые аудиты обязательно пройдут.

Четвёртый момент – российские клиенты не могли заплатить нам за поставленную продукцию (уже обратная проблема платежей). Данная продукция не попадала ни под какие санкционные списки. Это уже относится к добровольным ограничениям, введенными европейскими банками. В частности, такие ограничения ввел датский банк Нордеа. Деньги поступили на счет одной из наших компаний, но были возвращены банком обратно. Нам их даже не дали «подержать». 

И еще одна проблема, которую стоит озвучить, – это добровольные ограничения европейских клиентов платить поставщикам в Россию напрямую. Нас это не коснулось, но затронуло заводы ГК Сегежа, которые были и нашими поставщиками в том числе. Необходимо отметить, что это не просто нежелание оплачивать, а банальный страх попасть под прицел регуляторов. Но, к чести клиентов, они предлагали варианты решения, о чем упомяну ниже.   

Какие инструменты помогли вам их преодолеть?

Самый важный инструмент, на мой взгляд, – это слаженная командная работа без лишних бюрократических согласований. Я особенно благодарна юридическому блоку. В условиях, когда с нами в Европе отказались работать все аудиторы, налоговые консультанты и просто консультанты из-за введенных ограничений, грамотный юридический взгляд коллег на предлагаемые решения был бесценен.

Что в итоге мы сделали:

  • Российские предприятия-контрагенты перевели все расчёты с нами в один банк, который не был под санкциями.
  • Старались осуществлять платежи в евро, избегая долларов США, так как платежи блокировались банками-корреспондентами.
  • Внесли изменения в договоры, чтобы не нарушать валютное законодательство России, и стали оплачивать часть продукции в рублях, в китайских юанях и турецких лирах.  
  • По клиентам, которые не могли/отказывались платить в Россию, сделали договоры уступки прав требований, и наша компания выступила как агент по сбору средств на основании соответствующих договоров.
  • Провели сверку задолженностей внутри компаний Группы. Кому-то мы выплатила авансы, перед другими была задолженность. В итоге через договоры перевода долга выровняли задолженности и провели зачеты по максимуму, где смогли. Необходимо отметить, что вся данная работа была завершена до момента точки отсечения 10 июля 2022 года, когда вводился запрет на ввоз российской продукции в ЕС и оплату уже ранее поставленной.    

Ваш совет другим компаниям: что необходимо учитывать в первую очередь для бесперебойного проведения трансграничных платежей в период санкций? 

На мой взгляд, трудно сейчас что-то советовать.

Мне кажется, именно сегодня нарабатывается бесценный опыт и умение лавировать в ситуации полной нестабильности. Я ожидаю дальнейших попыток ограничения платежей путем введения вторичных санкций. Но в то же время я вижу, как компании гибко принимают решения и выстраивают новые цепочки продаж, схемы расчетов. Вполне вероятно, это даст толчок развитию новых технологий. Важно успевать отслеживать подобные идеи и технологии, на что, к сожалению, не всегда хватает времени и, самое главное, – знаний. Но в том и интерес, чтобы пробовать что-то новое, особенно когда видишь положительный результат от этого.

Задать свои вопросы Юлии и узнать больше о проблемах международных расчетов вы сможете на Конференции «Актуальные вопросы ВЭД», которая состоится 7 июля 2023 года.
 

Мария Кириченко


Комментарии

Защита от автоматических сообщений