Пять западных способов управления персоналом, о которых не знают в России

10.11.2016

Система управления и мотивации сотрудников за рубежом и в России очень отличается. Некоторые отличия существуют в силу ментальной разности, некоторые – в силу того, что в нашу страну их пока никто «не завез». Когда все советы отечественных бизнес-гуру испробованы, а на эффективности работы персонала они так и не сказались, можно попробовать обратиться к опыту зарубежному.

1. Предложить составить план своего развития

Как правило, план развития компании, отделов или ведущих специалистов составляется руководителем. Это подтверждают данные ведущих HR-ресурсов в русскоязычном сегменте интернета. Личные планы могут быть составлены также и HR-специалистом компании.

Обычно в планы развития не включают задачи, связанные с достижением определенных KPI или целевых показателей. Они входят в планы эффективности. Но бывают ситуации, когда задачи по развитию сотрудника являются частью целевых показателей его работы в плане эффективности.

Такова российская практика. Опыт зарубежных гигантов, таких как Google, Facebook, Twitter, Starbacks, Airb&b, показывает: руководитель не всегда способен составить объективный план развития. Ожидания и реальность могут серьезно различаться, потому что изнутри ситуацию может видеть и чувствовать только сотрудник. Именно поэтому иностранные компании зачастую предлагают своим работникам самостоятельно составить как личный план, так и план для всего отдела.

2. Достижения сотрудников поощряют еженедельно

В Facebook есть правило: размещать посты о достижениях своей команды по итогам каждого дня. Раз в неделю основатель и СЕО компании Марк Цукерберг объявляет имена лучших, стоя на мостике, соединяющем разные здания компании (мостик – миниатюрная копия висячего моста Golden Gate Bridge через пролив в Сан-Франциско). Победителям в единственной номинации «починка недели» дарят билеты на бейсбольный матч или концерт известной группы. А вот оплаченный ужин или боулинг, как принято у нас, в Facebook никого не удивит, поскольку на территории компании расположены бесплатные рестораны, кафе, есть прокат велосипедов и мотоциклов и пр.

3. Сотрудники выставляют друг другу оценки за работу

Внедрение подобной практики в российских компаниях – крайне редкое, а вот, к примеру, Zappos, специализирующаяся на онлайн-продаже обуви, предоставляет сотрудникам возможность подарить коллеге 50 виртуальных долларов. Так выражается уважение и поощрение за хороший поступок или какое-то профессиональное достижение. Та же система действует в американском отеле Bellagio Hotel. Персонал может начислять друг другу баллы, которые потом можно потратить на сайте компании на приятные и памятные призы.

4. Бонус за похудение

Руководители российских компаний, конечно, готовы премировать сотрудников за особые достижения, однако достижения эти должны быть профессионального характера. В Zappos и Google, например, есть практика материального поощрения за личные заслуги. Многие сотрудники вписывают в личные планы, сколько килограммов планируют потерять за месяц, два или полгода. При достижении заданных целей, руководство компании выплачивает сотрудникам дополнительные бонусы.

5. У сотрудников есть доля в бизнесе

Спустя три-четыре года работы в технологической компании сотрудник становится миноритарным акционером. Если человек особенно хорошо трудится, то он может получить больше акций. В любой момент акциями можно распорядиться по своему усмотрению. Например, компания Airb&b (сервис для сдачи в аренду и поиска съемного жилья на любой срок) готовится к выходу на IPO. Сотрудники, которые работают в ней с момента основания (2008), вот-вот разбогатеют, в том числе уборщица.

Источник: Деловой квартал 


ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Комментарии