Какие рынки будут расти в кризис на фоне падения многих других?

08.08.2016

Многие настойчиво называют происходящее в России не словом «кризис», а словосочетанием «новая экономическая реальность». Насколько это обоснованно – покажет время (во многом это отчётливо можно наблюдать, сравнивая покупательское поведение россиян в 2008-2009 годах и сейчас), но факт того, что к этой реальности нужно адаптироваться, отрицать нельзя.

Все больше покупатели склоняются к модели потребления «value for money». Например, на рынке автомобильных покрышек в 2008-2009 годах на фоне ухудшения экономической ситуации выросли продажи в дешёвом сегменте китайской резины, а сейчас рост потребления отмечается в среднеценовом сегменте: покупатель больше не надеется на возможность откататься год на недорогих «одноразовых» покрышках, чтобы потом, когда ситуация улучшится, сменить их на что-то более качественное – он сразу выбирает более дорогую продукцию с полным осознанием того, что ездить придётся ближайшие три-четыре года, не меньше.

Изменилось и предложение. Речь идёт не только об импортозамещении, но и в принципе о смене одних игроков на других – на уровне производителя или на уровне бренда. Многие компании официально ушли с российского рынка, явно усилилась тенденция к локализации производства иностранных компаний, все активнее развиваются сервисы обмена услугами и т. д. и т. п.

Мы попросили экспертов дать прогноз развития отраслей в малом бизнесе и на потребительских рынках, продукты и услуги которых окажутся более востребованными в эти годы «новой экономической реальности».

P2P сервисы

Новоселов Николай, руководитель компании ArtNauka сказал: «Заметен рост сферы p2p (person2person) услуг. Это и ремонты личных вещей, и подработка в ремонте, и уборка. Помимо очевидных бенефициаров в виде самозанятых граждан, это делает востребованным сервисы-маркеты таких услуг: от групп в контакте (подработка для студентов), до отдельных сервисов (youdo, work-zilla). Также активно развиваются и иностранные операторы p2p услуг: blablacar, uber и т. д.

Алексей Федосеев, основатель сервиса объявлений Aiwona, добавил: «Если раньше потребитель делал выбор в пользу компании, потому что получал гарантии, то теперь он согласен и на частников – у них дешевле. В первую очередь, это касается ремонта, сантехники, даже парикмахеров. Сфера красоты вообще постепенно переходит на дом: это и дешевле, и часто удобнее – мастер может приехать домой или можно выбрать того, кто живет рядом. Женщины, например, кооперируются и вызывают маникюршу на дом, потому что ради одного заказа она не ездит».

Марк Капчиц, основатель Bringo сообщила: «Все популярнее краудсорсинговые платформы («краудсорсинговая» в данном случае означает, что исполнителем для платформы может стать любой желающий, скачавший мобильное приложение а-ля Uber). К примеру, на рынке логистики популярнее становятся убероподобные бизнес-модели, основанные на привлечении к выполнению курьерских поручений свободных исполнителей вместо штатных курьеров».

Оценка и развитие персонала

Андрей Игнатов, руководитель проекта Kickidler сказал: «Когда наступает кризис, любой бизнес становится гораздо более уязвимым и может понести серьезные потери из-за действий или бездействия собственных сотрудников. Собственники бизнеса и директора хотят избавиться от тех, кто работает мало или в рабочее время занимается личными делами. Поэтому чем сильнее кризис, тем лучше растёт рынок систем учета рабочего времени или контроля сотрудников.

Новоселов Николай, руководитель компании ArtNauka сообщил: «2016 год поражает количеством образовательных событий, мастер-классов, конференций, семинаров. Это вызвано тем, что многие люди оказались неконкурентны и не готовы к такому развороту событий: пришло время переучиваться и перестраивать свои цели. Особенно быстро растет рынок онлайн образования: оно дешевле и доступнее для широких слоев».

Алексей Жуков, консультант ГК «Альт-Инвест» добавил: «Дополнительный источник дохода за счет развития направления дистанционного обучения становится очень привлекательным для компаний и специалистов, обладающих специфическими востребованными на рынке знаниями».

Дистанционное обучение выгодно для компаний, поскольку способно «охватить» большее число сотрудников за меньшие деньги, практически не требуя при этом отрыва от основной деятельности. Для организаций с большим количеством территориальных подразделений альтернатив ему практически нет – выездные мероприятия стали слишком дороги.

Чтобы создать дистанционный курс, уже не нужны большие траты, к примеру, на специфичное оборудование. Есть и недорогие инструменты для проведения вебинаров, трансляции видео, записи или монтажа - и бесплатные версии. Затратами при создании дистанционного курса достаточно легко управлять, что особенно важно в условиях кризиса. Экономия происходит и за счет сокращения затрат на работу тренера. При этом материалы, созданные в процессе записи, могут активно использоваться как инструмент маркетинга.

При этом развитие направления «дистанционки» благотворно сказывается и на развитии связанного с ней персонала. Часто только преподавательского опыта просто не хватает, чтобы записать видеокурс: тренер должен научиться работать на камеру – эти весьма непростые навыки, как может показаться на первый взгляд, требуют отдельного освоения и могут пригодиться в будущем. Может также потребоваться создание обучающей площадки, привлечение новых сотрудников в ИТ, достаточно глубокий анализ рынка, серьезные подходы к оценке предполагаемых доходов и т. п.

Развлечения, включая внутренний туризм

Сергей Калинчук, исполняющий обязанности директора офиса Санкт-Петербург SPN Communications подчеркнул: «Обыватель всегда рад хлебу и зрелищам, и в условиях недостатка «хлебных» специалитетов зрелища иногда могут выступать пусть неполной, но всё же заменой им. Негативные эмоции требуют компенсации. Поэтому россияне с большой долей вероятности будут проявлять интерес к торгово-развлекательным центрам как местам, где можно будет хоть ненадолго почувствовать, что жизнь не так уж и тяжела. Опять же, деньги, которые ранее предполагалось потратить на заграничных курортах, куда их обладатель не поехал, могут быть потрачены в местных ТРЦ. Во всяком случае, сами работники этой отрасли отмечают, что с наступлением «новой экономической реальности» у них начались проблемы с некоторыми арендаторами, но при этом не наблюдается проблем с привлечением посетителей – люди по-прежнему охотно проводят свой досуг в моллах, особенно если там присутствует развлекательная составляющая».

Смогут ли компании воспользоваться этой возможностью – зависит исключительно от степени их маркетинговой ориентированности. Вспомним, что американская индустрия развлечений самый мощный толчок для своего развития получила именно во время «Великой депрессии», когда у людей не было денег, но была потребность компенсировать окружавший их эмоциональный негатив – хотя бы через поход в кино и поедание попкорна.

Плюс поскольку нам опять стало некуда ездить, на этом фоне мы, может быть, станем обращать больше внимания на красоты собственной страны. Особенно те из нас, кто уже видел иные ландшафты и отчасти ими пресытился. К сожалению, инфраструктура российского туризма пока ещё оставляет желать много лучшего (мегаполисы не в счёт), но, с другой стороны, и туризм сейчас становится другим – развиваются такие его виды, которые не предполагают наличия комфортных условий, напротив, часто прямо отрицают их. При этом следует помнить, что развитие туризма – это фактор, оказывающий комплексное положительное влияние на различные аспекты экономической жизни территории и страны в целом, начиная от развития транспортных компаний и заканчивая местными производствами и локальными брендами.

Новоселов Николай, руководитель компании ArtNauka сказал: «Рынок развлечений активно трансформируется: все меньшее количество людей может позволить себе те виды отдыха, к которым они привыкли до кризиса, но потребность в нем не отпала. Недорогие российские курорты, локальные зоны отдыха около больших городов, рекреационные зоны в городской зоне. Отличным примером является растущее число фестивалей и той экосистемы, которая их сопровождает: питание, мелкая торговля, производство сувениров».

Сервисы аренды и проката

По-прежнему востребованными являются различные варианты аутсорса: небольшие компании арендуют различные ресурсы или услуги в нужном им объеме в удобное время, корректируя их на основе своей загруженности, платежеспособности, сезонности продаж и других аспектов. Актуальность подобных услуг, как для небольших компаний, так и для частных пользователей, в том числе показывает активно развивающиеся каршеринговые сервисы. При этом речь идет не о разовом прокате, а о постоянном пользовании сервисом. Чем больше будут развиваться услуги и их прозрачность (удобное приложение, количество машин и парковок, качество автомобилей и страховки для них и т. д.), тем интереснее будет наблюдать за активностью компаний-поставщиков и развитием рынка. Эти предложения распространяются и на другие сферы, в том числе в виде сервисов по подписке: например, курьер проекта «Гардероб» привозит клиентам новые комплекты дизайнерской одежды и аксессуаров – а через неделю забирает обратно (либо привозит новый набор).

Алексей Федосеев, основатель сервиса объявлений Aiwona отметил: «По данным недавнего исследования компании Ipsos Comcon, 55% россиян сейчас в принципе отказались от покупки новых вещей. Оставшиеся стараются экономить, насколько это возможно. Из рынков, ориентированных на конечного потребителя, популярнее становятся те, кто помогает потребителю сэкономить деньги. То есть секонд-хенды, сервисы для продажи подержанных вещей, различные стоки и дисконт-центры, агрегаторы купонов и скидок».

Прокаты одежды и компании, сдающие в аренду разнообразные вещи (например, детские автокресла) набирают популярность. Платье на выпускной или на свадьбу, смокинг, да и вообще любую дорогостоящую вещь, нужную на один раз, многие готовы взять в прокат. Аренда различных предметов, авто, недвижимости тоже начинает преуспевать в кризис: растут площадки, на которых можно сдать и взять в аренду различные вещи, появляются российские аналоги таких сервисов, как Rentoid и Zilok.

«Побочные» услуги

В июле 2015 года Gett объявили о доставке японской еды, в ноябре запустили услугу срочного ремонта телефонов, а весной 2016 – службу курьерской доставки. «Мы обратили внимание, что наши клиенты часто используют такси не для классических поездок, а для отправки подарков, документов, учебных материалов, забытых ключей и других предметов», — отметили представители компании в интервью РБК. Несмотря на то, что с малым бизнесом или интернет-магазинами подобный сервис вряд ли сможет работать на постоянной основе, монетизацию такого рода «побочных» услуг можно назвать вполне успешной.

Александр Кузьмин, генеральный директор РусХОЛТС сказал: «Времена меняются, и даже российским нефтяным гигантам приходится признать мировой тренд и развивать «сопутку». Показательная цифра: у компании Shell в 2015 году убыток от основной деятельности компании составил $5,7 млрд, а вот прибыль от «побочки», включая ритейл, выросла в три раза до $10,2 млрд».

В сетях АЗС традиционно существует разделение на топливные и нетопливные бизнесы (кафе и магазин). Нетопливные бизнесы – это большой комплекс разнонаправленных работ, которые дают работу огромному количеству людей. Например, кофейная зона требует не только установки профессиональной кофемашины и поставки расходных материалов, но и сервисного обслуживания оборудования, поставки специально обжаренной смеси кофейного зерна, установки специальных ИТ-решений, которые тоже были написаны для этого случая. Кофе обычно пьют с выпечкой или хот-догами, значит, развивается индустрия, которая производит специализированные продукты для приготовления - полуфабрикаты для выпечки, сосиски для контактного гриля и т. д. Александр Кузьмин считает, что для независимых АЗС единственный способ выжить и даже конкурировать с ВИНКами сегодня – развивать именно нетопливные бизнесы.

Автоматизация коммуникаций между поставщиками и потребителями

Собственно, эта заметка создавалась с помощью практически мгновенно ставшего популярным сервиса Pressfeed, который помогает репортерам искать героев и комментаторов, а зарегистрировавшимся компаниям – поток запросов от медиа и возможностям для пиара. На данный момент площадка не только соединяет «поставщиков» и «потребителей» историй, но и монетизирует свою деятельность. И подобные схемы работы становятся все популярнее.

Николай Пацков, основатель онлайн-сервиса «Конструктор документов FreshDoc.ru» сказал: «Стабильный (а зачастую и взрывной) рост наблюдается среди тех компаний, которые оптимизируют человеческий труд во множестве сфер деятельности. Интернет магазины позволяют минимизировать затраты за счет отказа от аренды площадей и найма персонала. Таксомоторные сервисы запускают свои приложения и экономят на операторах и содержании собственного таксопарка. Банки избавляются от очередей и трудозатрат на обработку заявок, позволяя получить любую услугу в два клика. Даже сложная и специфическая работа по плечу среднестатистическому роботу: к примеру, неподготовленный пользователь способен с помощью специализированных «конструкторских» сервисов создать юридически грамотный документ. Это выгодно и поставщику услуги, и ее потребителю – с улучшением технологии, качество услуг растет, а цена падает.

Марк Капчиц, основатель Bringo сообщил: «Российский рынок экспресс-логистики в 2014 и 2015 годах показывал 10-15% роста ежегодно, немного замедлил темп из-за рецессии в 2016 году и, тем не менее, показывает уверенную положительную динамику в районе 7-9%. При этом акцент смещается с сервиса на технологии (например, доставка с помощью дронов и беспилотников) и формирование IT-платформ, которые связывают клиента и отправителя. Критичным становится не только время доставки – e-commerce жестко конкурирует в контексте пользовательского опыта. Без инновационной модели наращивание доли присутствия становится затруднительным».

Юрий Гольдберг, инвестиционный банкир и предприниматель (Ревиду, ПрайсРемонт) отметил: «Из-за возникновения доступных и дешевых каналов коммуникаций с целевой аудиторией родилась большая рекламно-маркетинговая прослойка. Появились диспетчерские компании, которые забирают себе до 50% бюджетов (данные по рынку ремонтов в Москве). Рыночную нишу коммуникаций с заказчиками через интернет я сейчас и рассматриваю как перспективную для работы и создания чего-то нового. К примеру, можно получать предложения не от самой компании, а на сайтах специализированных агрегаторов – от разных исполнителей и по разным ценам.

К примеру, вы хотите ремонт. На сайте компании задаете все базовые параметры, получаете цену. Если соглашаетесь - получите оговоренную услугу (ремонтные работы) в точности по цене заказа. Прямо завтра в 9 утра у вашей двери будет стоять бригада рабочих. Для выбора типовой работы все чаще можно воспользоваться специальным конфигуратором или перечнем популярных типовых работ. В общем, настраиваете параметры и одновременно видите обновление предложений от подрядчиков, которые формируются в автоматическом режиме на основе корректировок.

Источник: Корпоративный менеджмент 


ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Комментарии