Управление изменениями

Управление изменениями (Change management)

Компании всегда разрывались между стремлением раз и навсегда зафиксировать свою организационную структуру и стратегию и необходимостью меняться (ведь мир, в котором они существуют, тоже меняется). Большую часть 20-го столетия они были озабочены в основном вопросами сохранения статус-кво. И лишь в конце прошлого века они стали обращать более пристальное внимание на то, как адаптироваться к изменениям, обесценивающим их бизнес-планы, едва только успевали высохнуть чернила, которыми те были написаны.

Эти изменения могут принимать самые разные формы: уменьшение доли рынка, например вследствие более низкой себестоимости продукции у нового конкурента; появление новых технологий (такой, например, как мобильная связь), которые совершенно преображают один рынок, а то и несколько. Успешно выживать в таких условиях – и есть искусство управления изменениями.

Любой бизнес-проект имеет начало, середину и окончание. Влиятельная одно время идея управления по целям требовала, например, чтобы менеджеры точно определяли пути достижения своей цели, прежде чем пуститься в плавание по бурному потоку бизнеса. Однако, как только в расчет принимаются те или иные изменения, это путешествие приходится разбивать на небольшие этапы. И каждый из них опять-таки имеет начало, середину и окончание, и ведет не к некой большой и незыблемой цели, а лишь к началу следующего этапа. И менеджерам в этом непостоянном мире поневоле приходится учиться уживаться с этой неопределенностью, отправляясь в путь без четкого понимания, куда придут в итоге.

Раньше они, конечно же, полагали, что точно знают, куда движутся, при этом рано или поздно, но почти всегда обнаруживая, что проекты приходится изменять прямо в процессе осуществления. Все это очень их раздражало, так как недостижение – хотя и объяснимое объективными причинами – заранее намеченной цели всегда воспринималось болезненно.

Генри Минтцберг (Henry Mintzberg), преподаватель теории бизнеса, в предпринятом им классическом анализе этой дилеммы описывает, как один студент спросил его, во что он намерен играть со всеми этеми элементами структуры власти, которые он описывал в своих книгах, – в паззл или в «Лего»? Минтцберг писал:

«Другими словами, этот студент хотел спросить, собираюсь ли я складывать все эти элементы организации неким заранее установленным образом – чтобы создать некие уже известные картинки [статическое положение] – или же их следует использовать творчески, для того чтобы построить новые формы [динамическое состояние]? Мне пришлось ответить ему, что я выступаю за поззлы, хать и считаю, что из кусочков можно составить несколько картинок, а не в какую-то одну, заранее известную и привычную. Но сказав это, я сразу же стал думать, как можно было бы поиграть в «организационное Лего». Спору нет, конфигурация – вещь хорошая, если вы можете ее получить. К сожалению, некоторые организации не могут этого добиться».

Лего ставит вас в более выгодное положение в этом вечно меняющемся мире.

Профессор Гарвардской школы бизнеса Розабет Мосс Кантер (Rosabeth Moss Kanter) больше всего известна как автор книги по управлению изменениями. Считается, что именно ее бестселлер The Change Masters вдохновил Тома Питерса (Tom Peters) и Роберта Уотермана (Robert Waterman), авторов популярнейшей книги «В поисках совершенства» (In Search of Excellence), вышедшей годом позже. Чарльз Хэнди (Charles Handy), еще один автор книг о бизнесе, пристально изучавший вопрос управления изменениями, охарактеризовал «дискретное изменение» (в отличие от «непрерывного изменения») как единственную постоянную характеристику сегодняшнего окружения бизнесмена.

Внимательное рассмотрение вопроса изменений привело к ряду аналогий между коммерческими организациями и биологическим миром. В биологическом мире адаптация, приспосабливаемость к изменениям климата и окружающей среды известна уже давно.

Такие аналогии имеют, однако, и своих критиков. Роберт Экклз (Robert Eccles) и Нитуи Нориа (Nitui Nohria) в книге Beyond the Hype: Rediscovering the Essence of Management заявили, что «первейшей заботой всех менеджеров… должна стать деятельность по мобилизации других людей, а не бесконечные, и по сути бессмысленные, споры о том, каков же он на самом деле, этот мир». 


ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru