Александр Прыгунков: «Основная проблема отрасли – низкий контроль за ресурсами и субподрядчиками»

Александр Прыгунков: «Основная проблема отрасли – низкий контроль за ресурсами и субподрядчиками» 24.12.2012

Александр Прыгунков, финансовый директор ОАО «Домостроительный комбинат №2» (Группа компаний ПИК) и спикер Форума финансовых директоров строительной отрасли, рассказал CFO-Russia об особенностях работы финансового руководителя в строительной отрасли.

Каковы особенности бюджетирования и контроллинга в строительной компании?

Во-первых, в большинстве случаев при вхождении в проект у компании отсутствует проектная документация. Строительная компания принимает решение по предварительным технико-экономическим показателям, либо по аналогичным проектам, которые реализовывались в прошлом. В этих случаях у компании возникают существенные риски, которые необходимо учитывать при определении экономики проекта.

Во-вторых, в деятельности строительной компании существенными являются два условия: время реализации проекта и экономические показатели проекта (рентабельность, денежный поток и т.п.). Проект может быть достаточно рентабельным, но реализовываться слишком долго. И наоборот. Поэтому необходимо достигать оптимального соотношения: сроки строительства – затраты – качество.

В-третьих, одна из основных проблем строительной отрасли – низкий уровень контроля за расходованием ресурсов (сырья и материалов, затрат на ФОТ, транспорт) и субподрядчиками.

У крупных строительных компаний часто отсутствует детальный учет в разрезе проектов. Отсутствие детальной информации по реализованным проектам в итоге может привести к неправильным решениям.

Это основные проблемы средних и крупных строительных компаний, которые одновременно реализуют десятки проектов либо имеют многомиллиардные контракты.

С чего начать создание системы контроллинга в строительной компании?

На первых этапах я бы посоветовал следующее.

Провести инвентаризацию всех проектов компании, чтобы определить текущее состояние проектов, существенные условия реализации, риски и экономические показатели. Необходимо проранжировать все проекты и определить, на какие стоит обратить особое внимание и взять под контроль, а от каких, возможно, стоит и отказаться.

Внедрить механизм контроля за реализацией проекта. На первых этапах – на ежемесячной основе. При этом постоянно актуализировать все показатели в целом по проекту, обязательно делать анализ отклонений по причинам, разбирать все изменения, которые влияют на проект как лучшую, так и в худшую сторону.

Внедрить детальное планирование и учет деятельности предприятия по каждому проекту.

Внедрить IT-технологии, позволяющие автоматизировать процесс моделирования и анализа, сокращение бюрократических процедур.

Чем опыт вашей компании может быть полезен представителям других строительных компаний?

Мы внедрили механизм управления проектами (в течение года реализуется 30-40 проектов в разной стадии готовности). Одними из первых в России начали использовать SAP ERP в строительной отрасли. Кроме того, успешно внедрили механизм контроля за потреблением сырья и материалов, ФОТ, использованием тендерных процедур.

Подробнее познакомиться с опытом компании ДСК-2 и задать собственные вопросы Александру Прыгункову вы сможете на Форуме финансовых директоров строительной отрасли.



Нина Данилина

Наши конференции:


Комментарии