Карьера CFO в посткризисный период: глубокий дауншифтинг

08.04.2010

Очередной круглый стол Клуба финансовых директоров был посвящен вопросам развития карьеры финансового директора. Большой интерес вызвало выступление экс-финансового директора Altius Development Вячеслава Красько, решившего на время прервать свой карьерный путь.

Представляем вашему вниманию наиболее интересные моменты выступления Вячеслава Красько.

Вячеслав Красько: «После путешествия вернусь в бизнес, вопрос только, в каком качестве»

Основная «составляющая» должности финансового директора – back office, плюс совсем немного front office. Можно сказать, что финансовый директор – это продвинутый главный бухгалтер, который общается с банками и налоговыми органами, иногда CFO отвечает за инвестиционные проекты. Тенденция, появившаяся недавно, состоит в еще большем разделении функций, и у финансовых директоров нередко остается всего одно направление – ведение учета. Такое не очень вдохновляет.

В один прекрасный момент я понял, что надо что-то кардинально менять, и начался процесс переосмысления и перепозиционирования. Что я для этого сделал? Я нарисовал возможные пути развития и составил несколько стратегий этого развития, постарался лучше разобраться в своих желаниях и мотивах, чтобы выбирать не только умом, но и сердцем. Надо наверное сразу сказать о том, что я сейчас на время вообще ухожу из профессиональной деятельности – планирую в течении года и двух месяцев путешествовать по миру. Но я уверен в том, что вернусь в бизнес – вопрос только, в какой роли. Есть и другие варианты, помимо работы CFO.

Чтобы нагляднее себе их представить, я нарисовал дерево решений. Первая развилка – между back office и front office.

На ветке front office оказалось несколько возможностей, которые я расположил по нарастанию «креативности». Первая возможность – позиция линейного руководителя front office. Это может быть должность директора по корпоративным финансам или директора по инвестициям.

Однако более привлекательной мне кажется позиция генерального директора: функционал ощутимо расширяется, можно заняться задачами из сферы маркетинга, управления трудовыми ресурсами, производства и т.д. Финансист тоже опосредованно сталкивается в работе со всеми этими задачами, но он только понимает экономику вопроса, но не принимает стратегических решений, не участвует в переговорах и т.д. CEO – уже более полное погружение в непосредственное управление бизнесом.

Третье направление – позиция руководителя проекта. Это может быть большой проект внутри сложившегося бизнеса, а может быть и start-up – некое новое направление бизнеса под контролем многопрофильной материнской структуры. В любом случае здесь требуются навыки ведения бизнеса с нуля: умение создавать структуру, подбирать команду, обеспечивать юридическую и финансовую поддержку бизнеса от учета до привлечения финансирования. Очевидно, что здесь возможностей для творчества еще больше.

Следующей возможностью я считаю открытие собственного бизнеса. В этом случае ты не только несешь ответственность за функциональную организацию бизнеса, но еще и рискуешь своими деньгами. Но и возможный заработок здесь выше, чем на позиции наемного менеджера

И, наконец, есть еще один путь, который я бы назвал «вольный художник». Это означает открытие собственного бизнеса «для души» и с четким пониманием, что больших денег он приносить не будет.

На каждом пути есть свои плюсы и минусы. Линейный руководитель работает в регламентированной структуре, но у него появляется возможность вести переговоры, заключать какие-то сделки. Директор по корпоративным финансам, директор по инвестициям или директор по развитию, - любая из этих должностей предполагает большую свободу по сравнению с позицией CFO, и, кроме того, любая из них хороша, если ты не готов сразу занять пост генерального директора. Если же чувствуешь в себе силы, то больше подходит позиция генерального директора, хотя здесь тоже есть свои ограничения. Нужно либо хорошо знать учредителей компании, либо досконально разбираться в бизнесе. Допустим, отработав пять лет в крупной девелоперской структуре «Базового Элемента», я вполне могу рассчитывать на пост генерального директора в девелоперской компании меньшего размера.

Что касается должности руководителя проекта, то для нее необходимо обладать некими личностными характеристиками: не бояться нового, любить работу в условиях неопределенности, быть энтузиастом своего дела, способным собрать и вдохновить команду. Естественно, что при этом нужно уметь выстраивать бизнес-процессы, понимать экономику того дела, которым предстоит заниматься. Плюс и в том, что любой проект на стадии start-up отличается новизной.

Что касается предпринимательской части, то здесь оценить возможности было несколько сложнее. Обычно крепкий бизнес выглядит так: купил вагон чего-нибудь – продал вагон чего-нибудь. Это приносит деньги, но это ужасно неинтересно. Можно в этой схеме какое-то время поработать, накопить денег, но потом обязательно потянет на что-то другое. И вот так появляется идея бизнеса как собственного детища: находишь идею, находишь нишу, понимаешь, что тебе это интересно по содержанию. Бизнес превращается в интересный творческий процесс. Но здесь есть препятствия. У меня нет вагона чего-нибудь, что можно было бы удачно продать. Яркой идеи, которая в перспективе приносила бы много денег, у меня пока тоже нет. Зато есть идея, связанная с фотографией, и я могу ее реализовать. При этом я понимаю, что огромных заработков это не принесет – это будет тот самый бизнес для души. А параллельно я мог бы стать «проектным человеком», причем такие предложения есть уже сейчас.

Но это все – после. А сейчас необходимо прочистить мозг, «выдавить из себя раба», поскольку должность финансового директора все-таки формирует раба: множество цифр, отчетов, постоянная нехватка времени... Нужно посмотреть мир, подумать, принять для себя окончательные решения. Я уезжаю примерно на год и два месяца.

Для меня это творческий проект, и у проекта даже есть название – «Год Весны». Весной я покидаю северное полушарие, и когда прибуду в южное, то там тоже начнется весна. По возвращении в северное полушарие здесь опять наступит весна. Получается погоня за весной. Кроме того, это начало чего-то нового.

Под этот проект у меня есть маршрут, который пролегает по шести континентам и сорока странам. Поскольку маршрут – это просто направление, то можно будет посетить или не посещать любое из намеченных мной интересных мест. В общем буду импровизировать.

Что касается транспорта, то здесь все тоже предполагает импровизацию. Вылетаю в Узбекистан на самолете, а дальше буду перемещаться автобусами, поездами и пешком. Где-то попробую автостоп, в Австралии приобрету себе подержанный джип, а в Штатах хочу погонять на мотоцикле – специально получал мотоциклетные права, чтобы проехать по местам, где бежал Форест Гамп. Карибы хотелось бы пройти на яхте – для этого я, находясь в Таиланде, пройду курс практического обучения, получу сертификат шкипера. Мои знакомые отправляются в мае этого года в кругосветку на яхте, к ним-то я и планирую на время присоединиться в январе 2011 года в Венесуэле – как раз, чтобы пройти Карибские острова морем. Дальше – Мексика, Штаты, Африка …

Экипировку беру с собой минимальную – рюкзак всего на 35 литров. Из техники – очень компактный ноутбук, куда загружу книги, присоветованные мне друзьями и психологами. Естественно, фотокамеру обязательно возьму с собой. Все снаряжение весит около 10 кг.

Заранее я оформил те визы, которые невозможно получить на месте, сделал себе прививки. Из языков необходимо знать в некотором объеме английский, французский и испанский. Английский – для США, Австралии и Новой Зеландии, французский пригодится в Африке, а испанский – в Южной Америке. Но, в принципе, можно и без языков: опыт путешествий по Колумбии показывает, что достаточно всего нескольких фраз.

По поводу наличных - здесь есть одно правило: носить с собой ровно столько, сколько готов отдать, если будут грабить. Часть денег хранится на карте, но тоже минимум: если приставят нож к горлу, придется и код вводить. Поэтому основная часть бюджета будет храниться в интернет-банке, откуда я по необходимости буду переводить какие-то суммы на карту.

Коллеги, которые знают о моем проекте, в основном завидуют. Мол, мы тоже давно хотели сделать что-то подобное. Что до моего увольнения из компании, то оно прошло по соглашению сторон, без каких-либо конфликтов.

Вообще, весь проект складывался постепенно, все выстраивалось и сейчас уже сложилось окончательно – я ухожу в кругосветку, о которой давно мечтал.

Думаю, что с моим возвращением тоже все будет происходить также поэтапно. Сейчас стратегии дальнейшего развития существуют в виде еще не до конца оформившихся желаний и планов. Но у меня есть год на то, чтобы все обдумать и понять, какое решение будет оптимальным.

***

За кругосветным путешествием Вячеслава Красько можно следить в его блоге "Год Весны: История одного дауншифтинга" или на сайте www.godvesny.ru.  

В последующих отчетах о мартовском круглом столе КФД будут затронуты следующие темы:

  • Изменение требований к финансовому директору в кризисный период, появление новых обязанностей. Докладчики: Алексей Кирилов, финансовый и административный директор, ION Geophysical; Ильнар Абдуллин, финансовый директор, «РТКомм.ру»; Вячеслав Гвоздев, финансовый консультант, экс-финансовый директор ГК «Катюша»;
  • Кризис как точка старта собственного бизнеса. Докладчик: Олег Мосеев, предприниматель, экс-финансовый директор ГК «АвтоСпецЦентр». 

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Комментарии