Зачем иностранцы рвутся в Россию?

06.05.2010

В конце 2009 – начале 2010 года международная сеть сайтов-лидеров по поиску работы – The Network провела масштабное исследование предпочтений соискателей в 35 странах мира, обработав 66 тыс. анкет.

Коротко о главном:

  1. Самые желанные страны для работы: США, Великобритания и Канада. Россия на 32 месте и 7%,
  2. Больше всего в Россию стремятся финны, латыши и украинцы.
  3. 75% респондентов со всего мира, желающие работать в России имеют высшее профессиональное образование двух степеней: бакалавр и магистр.
  4. 60% стремящихся в нашу страну работают в штате компаний, а четверть пока не работают.
  5. Четверть всех желающих работать в России – специалисты по информационным технологиям.
  6. Несмотря на нынешнюю сферу занятости, 31% участников исследования планируют заниматься в России консультированием и менеджментом.
  7. 70% едут в Россию за деньгами, а 58% за карьерными перспективами.
  8. Более половины планируют остаться здесь на срок около 5 лет, а 69% планируют жить вне города.

Итак, тройка лидеров по желанию жителей 35 стран мира. Половина всех опрошенных не против работать в США, чуть меньше – в Великобритании. Не слишком (на 9%) отстает от США – Канада.

Россия у мирового сообщества на 32 месте по желанию работать – всего 7% опрошенных хотели бы работать у нас.

Очевидно, что страны-соседи имеют более тесные культурные и экономические контакты, чем партнеры, находящиеся за тысячи километров. С этим убеждением мы приступили к анализу результатов исследования The Network.

Финляндия оказалась страной, население которой больше всего стремится работать в России – 36% финнов. Желание финнов работать в России в два раза больше, чем у украинцев. 13% Канадцев не прочь поработать в нашей стране.

56% респондентов, стремящихся работать в России, находятся в возрасте от 20 до 34 лет – самая экономически-активная часть населения земли.

75% респондентов со всего мира, желающие работать в России имеют высшее профессиональное образование двух степеней: бакалавр и магистр.

60% стремящихся в нашу страну работают в штате компаний, а четверть пока не работают.

Четверть всех желающих работать в России – специалисты по информационным технологиям – инженеры, программисты, разработчики, тестировщики. Привлекательна наша страна так же для бизнесменов, менеджеров и экономистов. Интересно, что 5% - ученые в социальных науках. Возможно, они придадут нашей социологии и философии новое дыхание.

В настоящее время, большинство желающих работать в России заняты в сфере информационных технологий, производства и финансов. В науке сейчас те же 5%, имеющие такое образование. К нам не слишком стремятся журналисты, юристы и профессионалы гостеприимства.

Несмотря на нынешнюю сферу занятости, 31% участников исследования планируют заниматься в России консультированием и менеджментом. ИКТ все так же популярен – 13% в нем работают и 26% могут заняться этим в России.

В Россию иностранцы едут за деньгами и карьерой. Тем не менее, для многих важны хорошие отношения в коллективе и интересная работа. В 48% случаев работа в России – это профессиональный вызов.

48% иностранцев, рассматривающих Россию как возможную страну, где они могли бы работать, планируют приезжать на срок более 5 лет. 28% могут приехать на 3-5 лет. Только 13% планируют быть здесь не более 2 лет.

Нас удивило, что 69% иностранцев если приедут работать в Россию, то будут жить за городом или в сельской местности.

Комментарий генерального директора компании HeadHunter Михаила Жукова:

Рабочие из-за границы сегодня востребованы в разных профессиональных областях. Всех иностранцев, работающих в России можно разделить на несколько категорий:

  • Те самые гастарбайтеры – неквалифицированная рабочая сила. Они многое делают хорошо, но не являются специалистами в какой-то области. Нанимают таких людей на самые разные работы: «принеси-подай» на стройках, дворниками, уборщиками и т.д. Мне, например, очень нравится, как работают наши соседи по СНГ в моем районе – стало намного чище.
  • Умеренно-квалифицированная рабочая сила – работники на стройках (частных, в том числе), обладающие опытом работы. Такие люди приезжают к нам в основном из Турции, Словении, Словакии. Из этих же стран часто приезжают иностранцы следующей группы
  • Менеджмент среднего звена в FMCG компаниях или технологи, приезжающие вместе с компанией, открывающей представительство в России. Технологи приглашаются, чтобы передать свой опыт выстраивания процессов.
  • В сельском хозяйстве задействованы немцы, поляки, чехи, словаки – это те же технологи, знающие как сделать производство эффективным.
  • Наконец, функциональный менеджмент и руководители высшего уровня в банках, страховых компаниях (например, выстраивают модель страхования жизни). Здесь работают в основном французы, шведы, американцы, те же немцы и другие европейцы.

Специалистов из других стран зовут сюда по нескольким причинам. Во-первых, в восточноевропейских странах многие процессы прошли немного раньше, чем у нас, поэтом уесть знания, которые стоит только воспроизвести. Поэтому менеджеры технологи из восточной Европы едут передавать свой опыт местным руководителям или восполнять отсутствующие квалификации, как например, в телекоме. Кстати, многие иностранные компании, начиная работу в России, привозят собой весь средний менеджмент на первые годы.

Во-вторых, молодые (около 30 лет) специалисты едут сюда, чтобы быстро сделать карьеру и заработать денег, ведь платят здесь на 30-50% больше, чем на аналогичных позициях на Западе. Карьера в России иностранцами делается за 3-4 года, потом они уезжают обратно.

Словом, в Россию едут либо «пенсионеры» - передавать опыт, либо молодые и амбициозные менеджеры, ищущие приключений и новых впечатлений.

Основная задача иностранного менеджера – дать толчок развитию компании, грамотно выстроить процессы, привить актуальные технологии и заставить все работать. Дальше его местные коллеги могут справляться сами.

Об исследовании и выборке

Исследование The Network проводилось в 35 странах мира с сентября по декабрь 2009 года. Было опрошено 66 тыс. человек.
Исследованные страны: Россия, Финляндия, Латвия, Украина, Литва, Эстония, Канада, Великобритания, Швеция, Франция, Австрия, Германия, Норвегия, Италия, Дания, Сингапур, Бельгия, Австралия, Швейцария, Голландия, Польша, Саудовская Аравия, Алжир, Катар, Иордания, Малайзия, Венгрия, Египет, Южная Африка, Марокко, Ирландия, Индонезия, Филиппины.
Выборка в каждой стране была репрезентативна социально-демографическому портрету населения.

HeadHunter.ru


ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Комментарии