Обеспеченные россияне меняют свои приоритеты

11.03.2010

Исследовательское агенство Future Lab по заказу компании MasterCard провело масштабное исследование, целью которого было изучение влияния мирового экономического кризиса на сегмент обеспеченных россиян (New Mass Affluent), на их привычки и потребительское поведение. В ходе исследования были использованы три метода сбора информации: количественное исследование среди 1000 респондентов; качественные интервью с респондентами, находящимися в Москве; глубинное интервью с 5 авторитетными специалистами.

Том Савигар, Strategy and Insight Director, Future Laboratory: «Несмотря на то, что кризис оказал влияние на стиль жизни многих обеспеченных россиян (NMA), они воспользовались данной ситуацией, чтобы заново определить свое место в обществе. Происходит смена символов и ориентиров – от роскоши «напоказ» к более продуманному и утонченному стилю. Продолжается формирование традиций в таких областях, как предпринимательство и филантропия, что свидетельствует о высоком уровне оптимизма в обществе. Кризис разбудил в людях социальные, культурные и альтруистические побуждения, которые лягут в основу перерождения России, как культурного центра и деловой столицы».

Появление класса состоятельных людей (New Mass Affluent) в России

В последнее десятилетие (вплоть до 2008 года) Россия переживала экономический бум. Ежегодно ВВП увеличивалось на 6-8%, средняя зарплата выросла с 79 долларов в месяц (2000) до 440 долл. США (2008). Таким образом, по оценке Всемирного Банка, реальные доходы россиян за последние 10 лет выросли на 65%.

Благодаря бурному росту экономики, в России сформировалась прослойка состоятельных людей (New Mass Affluent, далее NMA), которые во многом стали определять экономические тенденции в стране и потребительские запросы россиян.

Кто входит в сегмент NMA

  • Большинство представителей класса NMA – мужчины (65%).
  • 65% находятся в возрасте 25 – 34 лет, 26% - в возрасте между 35 и 44 годами, 9% - в возрасте 45- 54 лет.
  • Большая часть трудится полной день на постоянном месте работы (75%), но немалую долю (18%) составляют индивидуальные предприниматели.
  • Больше трети (37%) зарабатывают от 919 тыс. рублей до 1 532 тыс.рублей , 27% -766-919 тыс. рублей, 22% - 628-766 тыс рублей, 8% 1 532 – 2 298 тыс. рублей.

Экономический шок

Эксперты Future Lab установили, что за 12 месяцев из списка миллиардеров были исключены две трети российских олигархов, ранее в нем присутствовавших. Так сильно не пострадали миллиардеры ни одного другого государства.

Также сократилось и количество просто богатых людей в России. В 2009 году их стало на 29% меньше, а именно 97 000, тогда как еще в 2007 году мы наблюдали рост в 14%.

Обеспеченные россияне (NMA) оказались менее чувствительны к экономическому кризису, так как их благополучие не так сильно зависело от падающих цен на нефть или курса рубля. Это позволило им стать ключевым сегментом в России для всех производителей и дистрибуторов люксовых товаров.

А что с кредитами?

Обеспеченные россияне (NMA) являются передовыми потребителями финансовых услуг в России. Более трети (34%) имеют хотя бы одну кредитную карту, 38% - имеют 2 таких карты и ни одного, кто бы не имел «кредитки» вообще.

Представители этого сегмента являются продвинутыми пользователями кредитных карт, так как более 26% (и более 31% в возрасте 35-44) ежемесячно проводят выплаты по остатку задолженности. Пятая часть (22%) использует кредитные карты для оплаты дорогих покупок и 15% - в экстренных случаях.

Использование кредитных карт в целях бизнеса пока еще не освоено, таким способом пользуются только 8% состоятельных россиян (NMA).

Сейчас треть всех состоятельных россиян (NMA) использует кредитные карты в качестве «финансового резерва» (33% в возрасте 23-34, тогда как в прошлом году таких людей было только 23%; 32% в возрасте 35-44 против 23% в прошлом).

Урезаем расходы

Состоятельные россияне (NMA) стали больше времени проводить дома - 70% чаще бывают с друзьями и семьей, 71% стали чаще готовить дома.

Большинство обеспеченных россиян (NMA) пересмотрели свои привычки, предпочитая отказаться от лишних трат и вести себя более бережливо, в то время как ранее для многих состоятельных людей было нормой покупать ряд импортируемых товаров, понимая, что они при этом переплачивают до 40% от их стоимости.

81% представителей класса NMA стали меньше путешествовать за рубеж.

Около трети состоятельных людей (NMA) отказываются от услуг туроператоров (в возрастной группе 45-54 таких уже 40%).

Россияне, которые раньше совершали покупки в супермаркетах премиум класса Азбука Вкуса и Глобус Гурмэ, теперь предпочитают более экономичные варианты, такие как Метро и Ашан.

Больше половины (55%) более не считают покупку дорогой дизайнерской одежды необходимостью. Кроме того, все больше людей стали покупать одежду в магазинах дисконт или в Интернет-магазинах, например kupiVIP.ru

Без компромиссов

Несмотря на то, что исследование MasterCard показало желание большинства сократить расходы на дорогую дизайнерскую одежду, ее покупка и сейчас является приоритетной целью для каждого десятого состоятельного россиянина (NMA) в возрасте 25-34 года.

Около четверти (23%) обеспеченных россиян (NMA) по-прежнему не желают отказываться от приверженности к определенным автомобильным брендам, при этом 27% считают приобретение нового автомобиля необходимостью, каждый четвертый рассматривает покупку машины класса «люкс» как элемент своего финансового плана на ближайшие год-два.

Главная тенденция современной экономической обстановки – рост инвестиций в обустройство жилья и домашнее хозяйство. Класс NMA не является исключением. Около 14% (каждый десятый) рассматривают покупку растений и аксессуаров для сада как необходимость, а в сегменте 45-54 это уже каждый пятый. Четверть обеспеченных людей уверены, что траты на домашнее хозяйство очень важны, 44% считают их необходимыми.

Что касается люксовых предметов ухода за собой, 40% до сих пор считают эти вещи важными, а для каждого пятого они просто необходимы. Более трети обеспеченных россиян (NMA) считают покупку дорогой косметики обязательной, что, конечно же, не может не радовать таких западных производителей, как Vichy, Shiseido, Biotherm и Clinique, которые являются наиболее популярными брендами.

Новые пристрастия

Все большей популярностью у обеспеченных россиян (NMA) пользуются экспозиции современного искусства, проходящие в таких местах как Гараж-центр современной культуры и Винзавод.

Далеко не все NMA пока могут позволить себе покупать предметы искусства, но определенно имеют к ним интерес. Около 8% данного сегмента в возрасте от 35 до 44 лет рассматривают инвестиции в искусство и антиквариат, как часть своих финансовых планов на будущее.

Последнее исследование MasterCard показало, что 38% NMA стали чаще смотреть телевизор, а целых 80% теперь проводят больше времени в сети Интернет. Около четверти сегмента NMA (24%) пользуются социальными сетями, причем это справедливо среди всех возрастных групп. Стоит отметить, что женщины более активные пользователи соц.сетей, чем мужчины, 25% женщин считают их очень нужными, тогда как аналогичный показатель у мужчин – 18%.

Примерно половина обеспеченных россиян (49%) призналась, что теперь они больше следят за событиями в мире, мировой кризис заставил их больше интересоваться текущими происшествиями. Повысился спрос на издания, освещающие общественную жизнь, где читатели могут ознакомиться с новостями из мира политики, благотворительности, экономики.

Планы NMA на будущее

Инвесторы

Каждый пятый обеспеченный россиянин (21%) считает ипотеку и выплаты по ней приемлемым способом улучшения жилищных условий. Более трети (35%) считают необходимым инвестировать в сбережения часть заработанных денег. Более половины (58%) задумываются о необходимости иметь сбережения в будущем, причем эта тенденция справедлива для всех возрастных групп: 58% в возрасте 25-34 лет, 60% - 35-44 лет и 53% в возрастной группе 45-54 лет.

Каждый пятый (21%) считает инвестирование в акции одной из своих финансовых целей.

Предприниматели

Почти каждый пятый обеспеченный россиянин (18%) является частным предпринимателем уже довольно продолжительное время.

Почти половина (49%) планируют открыть свой бизнес в течение ближайших 10 лет, причем это в равной степени касается мужчин (50%) и женщин (47%). При этом каждый четвертый (23%) понимает возможные риски и готов их понести, включая это в свою будущую финансовую стратегию.

Филантропы

Многие NMA стали выходить за рамки чисто потребительского поведения и искать другие пути реализации своей успешности. В возрасте 25-34 каждый десятый из состоятельных россиян планирует уделять больше внимание вопросам благотворительности.

Каждый двадцатый NMA в возрасте 45-54 включил в свои будущие финансовые планы спонсорские и меценатские проекты.

Оптимисты

Сегмент обеспеченных россиян (NMA) бесспорно станет движещей силой будущего подъема экономики России в ближайшие годы. Во многом это связано с оптимистическими взглядами данного класса. Несмотря на экономические потрясения, только один из десяти NMA признает, что стал более негативно смотреть на вещи и лишь 1% состоятельных россиян пессимистично оценивают свои планы на будущий год. Тогда как пять из десяти утверждают, что сохранили оптимистический настрой и позитивно смотрят в будущее. 


ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Комментарии