Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Гузаль Махмудова: «Если менеджмент говорит одно, а делает противоположное, выстроить систему комплаенса не удастся»

Гузаль Махмудова: «Если менеджмент говорит одно, а делает противоположное, выстроить систему комплаенса не удастся» 09.11.2014

Гузаль Махмудова, независимый эксперт, спикер шестого форума финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2017, рассказала CFO-Russia.ru об особенностях мошенничества и комплаенса в фармацевтике.

Гузаль, каковы особенности мошенничества и комплаенса в фармацевтике

Главная особенность фармацевтики – то, что это область, где этика является ключевой. Сотрудникам фармацевтических компаний каждый день приходится иметь дело с жизнями и здоровьем вполне конкретных людей. Именно поэтому любое неэтичное действие в этой сфере рассматривается под лупой и вызывает такие скандалы.

На мой взгляд, особенности комплаенса и мошенничества в фармацевтике нужно рассматривать в разрезе наиболее рисковых областей. Для себя я выделяю 3 ключевые области:

- Взаимоотношения с дистрибьюторами. Если мы говорим о коррупции, то, безусловно, здесь на первый план выходят продажи в государственные аукционы. Бонусы, выплачиваемые дистрибьюторам производителями, потенциально могут быть использованы для незаконных платежей с целью получения преимущества, попросту говоря – взятки. С одной стороны, государство стремится сделать систему государственных закупок более прозрачной, а с другой стороны, система логистики и ценообразования не всегда понятна. Компании, фактически участвующие и выигрывающие в аукционах, порой вызывают большие вопросы. Если же мы говорим о мошеннических схемах, то возможностей здесь великое множество – от необоснованных скидок и затаривания складов до контрафакта и продажи препаратов с истекшим сроком годности. И здесь важна слаженная работа всех подразделений компании – финансов, комплаенса, отдела качества, службы безопасности, юристов и др.

- Взаимоотношения с сотрудниками здравоохранения. Наверное, наиболее болезненная тема для фармацевтических компаний, в России – особенно в связи с введением в действие статьи 74 Федерального закона №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Подарки, гонорары спикерам, консультационные услуги, образовательные и исследовательские гранты, поездки и развлечения, бесплатные образцы, благотворительность и спонсорство – все это разом оказалось в зоне риска или полностью под запретом. Все это традиционно считалось инструментами продаж, и вдруг в одночасье от привычных инструментов необходимо отказаться. Они стали некомплаентными. Перестроиться удалось не сразу и не всем, поэтому до сих пор все эти транзакции находятся под пристальным вниманием комплаенс-специалистов в фармацевтических компаниях.

- Взаимоотношения с медицинскими представителями. Для меня важно посмотреть на то, как и чем мотивируются эти сотрудники. Известны случаи, когда под видом призов, якобы выдаваемых фармкомпаниями своим медицинским представителям за достижение определенных показателей, фактически такие же призы передавались сотрудникам здравоохранения за выписку рецептов. Кроме того, если перед сотрудниками ставятся цели в виде продаж любой ценой, то некоторые действительно могут не постоять за ценой и добиваться результатов не вполне законными способами.

Как эффективно внедрить и совершенствовать системы комплаенса в компании?

Любой успех – это сочетание различных факторов. В случае с системой комплаенса такими факторами, на мой взгляд, являются:

- Профессиональная команда. Ключевой фактор успеха – это люди. Если вы намерены произвести изменения, то вам не обойтись без команды единомышленников: людей, на которых вы всегда можете положиться; людей, которые думают так же, как и вы, и идут с вами в одном направлении. Почему важна именно «профессиональная» команда? Потому что именно профессионалы способны определить верное направление движения, поддержать идеями и действиями, которые не нанесут вред компании, а наоборот – приведут ее к процветанию.

- Не нажимайте стоп-кран. Мне очень нравится выражение «жесткая рука в бархатной перчатке». На мой взгляд, именно таким и должно быть поведение людей, которые хотят что-то изменить в своей компании. Нельзя махать шашкой направо и налево и одним махом рушить бизнес, который выстраивался годами. Изменения должны происходить постепенно, но неуклонно, потому что любое изменение требует вначале изменения сознания людей. Важно всегда держать в голове ориентир, куда вы хотите прийти, потому что люди будут сопротивляться и уводить вас в сторону. Только ваша жесткая позиция даст понять людям, что сопротивление бесполезно, и меняться все-таки придется.

- Понимание рисков отрасли и компании. Если вы не понимаете, каковы риски вашей компании и отрасли, в которой вы работаете, то вы не сможете правильно определить направление ваших действий, а также верно распределить ресурсы. Невозможно бить сразу по всем направлениям, поскольку ресурсы, к сожалению, ограниченны. Нужно выбирать наиболее рисковые для вашей компании области, и направлять туда максимальные ресурсы. Все риски закрыть невозможно, но на те из них, которые реализуются с высокой долей вероятности и могут нанести наибольший ущерб, необходимо обратить свое внимание в первую очередь.

- Делайте то, что проповедуете. Я не первая, кто говорит об этом. Но это правило действует. Если менеджмент говорит одно, а делает совершенно противоположное, то выстроить систему комплаенса не удастся никогда. Если вы выступаете за прозрачные правила игры и открытые взаимоотношения с партнерами и другими третьими сторонами, то не отступайте от этого ни при каких обстоятельствах. Срезать угол всегда заманчиво, но не всегда самый короткий путь – самый быстрый. И тем более – не всегда самый правильный. Поведение сотрудников – это отражение поведения руководства, так же, как поведение детей – это отражение поведения их родителей. Поэтому любое внедрение и изменение необходимо начинать с себя.

Каковые самые эффективные методы противодействия мошенничеству на сегодня?

Единых методов, эффективных для всех, не существует. Но если обобщить, то, во-первых, люди должны четко понимать, что правильно, а что нет. Для этих целей служит обучение. Но не формальное, для галочки, а действительно стремление изменить образ мышления людей. Кроме того, необходимо учитывать специфику каждого подразделения, чтобы сотрудники понимали, что такое мошенничество в применении к их обязанностям и зонам ответственности, как оно может проявиться и что делать в случае, если о нем станет известно. Другими словами, бизнес должен знать, что можно делать, а чего нельзя; контролирующие органы должны знать, что выявлять и каким образом.

Во-вторых, сама атмосфера в компании не должна способствовать мошенничеству. Это означает, что в компании должна существовать система контроля, позволяющая предотвращать и вовремя обнаруживать мошенничество. Например, регулярный мониторинг операций, проверка контрагентов, инвентаризация и т.д. Люди должны знать, что любое нарушение будет рано или поздно выявлено.

В-третьих, как следствие первых двух пунктов, сотрудники будут понимать, что нарушения недопустимы, поскольку могут привести к отрицательным последствиям как для них самих, так и для всей компании. Каждый сотрудник должен понимать, что нарушение не останется без наказания. Будь это моральное воздействие или различные дисциплинарные взыскания вплоть до увольнения, применяться они должны ко всем, без исключения.

Это основные принципы, на которых должно строиться противодействие мошенничеству. А конкретные методы уже зависят от рисковых областей и наиболее распространенных схем мошенничества в вашей компании.

Задать собственные вопросы Гузаль Махмудовой вы сможете на шестом форуме финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2017, который пройдет в Москве 23-24 ноября.


ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Комментарии