Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Олег Рыжов: «И собственники объектов, и ритейл сегодня находятся в одной лодке»

Олег Рыжов: «И собственники объектов, и ритейл сегодня находятся в одной лодке» 13.08.2014

Олег Рыжов, генеральный директор ROSS Group» и спикер Третьего форума финансовых директоров строительной отрасли, рассказал CFO-Russia об основных сложностях взаимодействия ритейла с региональными ТРЦ.

Как изменился рынок региональных ТРЦ за последний год? Как его можно охарактеризовать сегодня, и какие у него перспективы?

Главной чертой текущего состояния региональных рынков ТРЦ стала неопределенность. Относительно ближайших перспектив развития специалистами озвучиваются диаметрально противоположные прогнозы: от «кризис неминуем, и уже наступил» до «не надо паники, это временная краткосрочная тенденция». Если же говорить о среднесрочной и долгосрочной перспективе, то здесь вообще никто не рискует строить прогнозы.

Политическая напряженность в Европе и на границах РФ в настоящий момент привела к тому, что доступ к кредитным и инвестиционным деньгам резко ограничился. Не буду вдаваться в анализ причин такого состояния дел, но факт остается фактом – подавляющее большинство банков резко сократило, а то и полностью приостановило выдачу кредитов на финансирование новых проектов в области коммерческой недвижимости. Уже утвержденные проекты в целом пока еще продолжают финансироваться, хотя известны уже отдельные случаи, где такое финансирование приостановлено на неопределенный срок.

Реакция представителей ритейла также различна – многие сократили программы своего развития или вообще отказались от них на ближайшее время, другие – наоборот, изменили свои планы развития в сторону расширения своего присутствия в регионах. Но по-прежнему никто не может предсказать, как именно будут развиваться события в дальнейшем.

Каковы сегодня основные сложности взаимодействия ритейла с региональными ТРЦ?

В сложившейся обстановке и арендаторы, и арендодатели вынуждены сталкиваться с непростыми задачами. Перед собственниками объектов и УК особо остро встает задача сохранения действующих арендаторов и поиска новых, взамен сокращающих свое присутствие в регионах. Операторы ритейла сталкиваются с необходимостью более тщательного изучения и выбора объектов для своих магазинов, поскольку цена ошибки в текущих условиях возрастает многократно. И для решения этих задач обеим сторонам необходимо вновь договариваться.

Особо хочу подчеркнуть, что в зависимости от конкретного объекта и его характеристик (особенностей локации, преимуществ и недостатков, трафика посетителей и т.д.) детали новых договоренностей сильно отличаются. Одной из основных тенденций уже сейчас можно назвать переход от долларовых арендных ставок к рублевым и/или процентным арендным ставкам. Во многих торговых центрах, собственники идут навстречу арендаторам, ставя свой арендный доход в прямую зависимость от дохода арендаторов.

Cамое главное, что нужно понять в текущий период нестабильности, так это то, что все мы сегодня находимся в одной лодке – и собственники объектов, и ритейл. Если раньше говорили о наступлении «рынка арендатора» или периоде «рынка собственника», то теперь эти разговоры потеряли смысл. Наступил период, когда обеим сторонам необходимо научиться уважать интересы друг друга и обязательно находить компромисс. В противном случае проиграют все. И именно поиск путей достижения такого компромисса представляет основную сложность взаимодействия ритейла с региональными ТРЦ в настоящий момент.

Стоит ли финансовым директорам розничных сетей пересмотреть стиль работы с региональными ТРЦ?

Я советую финансовым директорам отходить от канонов и начинать думать в том числе и с позиции арендодателя.

Как показывает практика, многие арендодатели на местах готовы заменить федеральных операторов, особенно в индустрии fashion. Люди в период экономии средств начинают отдавать предпочтение недорогим товарам. Поэтому небольшие объекты в регионах совершенно спокойно перейдут с федеральных брендов на местные, ИПшные. В то же время потеря федерального бренда наверняка ударит по трафику.

В этой ситуации стоит идти навстречу друг другу, формировать ценовую политику по каждому конкретному объекту, тщательно изучать информацию нефинансового порядка (изменения рынка недвижимости, конкурентной среды, товарного ассортимент), чтобы иметь возможность объективно оценивать стоимость того иного места и стоимость затрат на развитие.

Более подробно познакомиться с опытом Ross Group и задать собственные вопросы Олегу Рыжову вы можете на Третьем форуме финансовых директоров строительной отрасли, который состоится 26-27 февраля 2015 года в Москве 

Нина Данилина


ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Комментарии