• Сегодня 28 марта 2024
  • USD ЦБ 92.59 руб
  • EUR ЦБ 100.27 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями
Коля в Третьяковской галерее
Деловой завтрак «Налоговый мониторинг»
Одиннадцатая конференция «Цифровые технологии в фармацевтике: фокус на импортозамещении и повышении эффективности»
https://t.me/cfo_russiaru

Георгий Хачидзе: «Курс на получение удельных показателей»

07.10.2013

Георгий Хачидзе: «Курс на получение удельных показателей»

Георгий Хачидзе, директор проектов по совершенствованию систем планирования и управления эффективности деятельности компании «Интегра Менеджмент» и спикер конференции «Автоматизация бюджетного процесса», рассказал CFO-Russia об особенностях совершенствования системы бюджетного управления и управленческой отчетности в нефтяной компании.

Каковы основные направления развития системы бюджетного управления и управленческой отчетности в вашей компании?

Развитие происходит в направлении получения удельных показателей по различным статьям затрат бизнесов. В частности, бурения и капитального ремонта скважин. С помощью удельных показателей мы планируем получить более глубокий и качественный анализ отклонений – то есть факторный анализ. Удельные показатели позволяют мотивировать функциональные подразделения, которые могут контролировать затраты по своим функциям, на повышение их эффективности.

Мы привели в порядок управленческий учет. Он теперь приближен к бизнесу: включает в себя более приемлемые для бизнеса статьи и полностью соответствует планированию по всем аналитическим измерениям. Поэтому в наших подразделениях возможна автоматическая интеграция различных систем планирования и учета.

Еще одно направление – изменение организационных моментов планирования. Например, можно перейти к планированию проектов в системе бюджетного управления на весь жизненный цикл этих проектов, а не только до конца года. Маленький элемент скользящего планирования. И это только начало.

Какие сложности возникали при создании системы управленческой отчетности в бизнес-единицах?

У нас работает достаточно традиционная модель бюджетного управления. Поэтому задача построения такой системы была связана с недостаточной прозрачностью данных на уровне бизнеса. Не всегда было понятно, каким образом они рассчитываются и как появляются в плане. Также не было достаточной уверенности в целостности данных. Например, что затраты исходят из производственной программы. Или что расчет рабочего капитала напрямую связан с планируемыми затратами материалов. Нам нужно было интегрированное информационное пространство, где всё рассчитывается друг от друга. Производственная программа – начало всему. На ее основе рассчитываются затраты.

Вторая сложность – все хотели получить удельные показатели по отдельным статьям, понимать поведение статьи затрат и иметь возможность выполнения факторного анализа. Нужны были количественные оценки, почему изменилась именно эта статья, изменение какого количественного фактора на нее повлияло и в какой степени.

Третья сложность – мотивировать людей на управление удельными показателями затрат. Для этого нужно было привести статьи бизнеса в порядок, подстроить их под конкретные виды бизнеса, начать измерять натуральные показатели, напрямую влияющие на конкретные статьи затрат и дать возможность бизнесу управлять этими показателями.

Что вы посоветуете коллегам по поводу совершенствования системы бюджетного управления и управленческой отчетности?

На мой взгляд, если говорить о бизнесе бурения, важно управлять всем жизненным циклом проектов по бурению. Нужно понимать, какой будет прибыльность проекта до самого его завершения и что влияет на эту прибыльность, а также мотивировать различные функциональные подразделения на повышение эффективности затрат. С другой стороны, на производстве важен факторный анализ. Изначально мы планируем определенные эффективность и затраты. Но дальше все начинает меняться. И тут важно понимать, почему происходят изменения отклонения.

Второе – важно при построении таких параметрических моделей не впадать в излишнюю детализацию. Потому что это может «убить» суть модели. Напротив, здесь нужно стараться все укрупнять и не пытаться затащить в модель все расчеты. Значительная часть расчетов остается у того, кто планирует статью (у нас это функциональные ЦФО, рассчитывающие и контролирующие статьи или наборы статей). Все-таки подобные модели более предназначены для экономистов, у которых появляется возможность производить более качественный анализ и «расставлять флажки» указывающие на проблемы.

Более подробно об опыте Георгия Хачидзе вы сможете узнать на конференции «Автоматизация бюджетного процесса».

Нина Данилина


Комментарии

Защита от автоматических сообщений