Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Отчет о Третьем форуме финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2013 (день 1)

22.08.2013

3-4 июня 2013 года в Москве состоялся Третий форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2013, организованный порталом CFO-Russia при поддержке Клуба финансовых директоров.

 Третий форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2013

В рамках двухдневного мероприятия выступили эксперты и топ-менеджеры из ведущих российских и международных компаний (Евросеть, Автомир, Inventive Retail Group, Связной, Старик Хоттабыч, Ашан, Спортмастер, Русская Фитнес Группа и других). Представляем вашему вниманию отчет о первом дне этого мероприятия.

Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите по электронной почте events@cfo-russia.ru

День 1

Михаил БурмистровПервый день конференции начался с выступления Михаила Бурмистрова, генерального директора «INFO-Line Аналитика». Он рассказал об основных тенденциях развития розничного бизнеса в целом и уделил внимание наиболее важным вопросам, которые стоят на повестке дня среди ритейлеров.

«Уже становится понятно, что оборот розничной торговли не будет расти так же быстро, как в 2011 и 1012 гг. Фактически мы переходим к новому этапу – жесткой конкуренции. На данный момент конкурентный рынок полностью сформировался, идет борьба между сетями и вытеснение слабых участников, – говорит Михаил Бурмистров. – Доходы населения не растут такими темпами, как раньше. К тому же, усиливается долговая нагрузка на потребителя (в среднем 25%). И хотя она не очень велика по сравнению с развитыми странами, но поскольку в России превалируют высокие процентные ставки, платежи, связанные с обслуживанием и погашение долга составляют 10-15%. Конечно, это сказывается на уровне потребления – сейчас потребители пересматривают приоритеты, и это отражается на том, что, где и как они покупают».

Бурмистров сфокусировал внимание на отдельных сегментах ритейла (FMСG, DIY БТЭ, fashion, мобильные устройства, косметика и т.д.) и представил динамику их развития.

Затем состоялась панельная дискуссия. Свои взгляды на тенденции развития отдельных сегментов розничного бизнеса в России высказали Дмитрий Потапенко, управляющий директор Management Development Group, Андрей Гунин, директор по экономике и финансам, «Связной» Михаил Подлазов, вице-президент по финансам компании «Русская фитнес группа Management Development Group, Василий Пташинский, финансовый директор «Автомир», Светлана Можаева, финансовый директор «Фамилия», и Виктория Лубнина, финансовый директор компании «Азбука вкуса».

Potapenkosm.jpgВ частности, Дмитрий Потапенко поделился своим взглядом на роль финансового директора в вопросах развития компании: «Финансовый директор – это правая рука, но развитием все же должен заниматься коммерческий директор или владелец компании, а финансовый директор обязан лишь обеспечивать финансовые потоки». Дмитрий также высказал свое мнение о состоянии регионального ритейла: «Рынок FMСG сейчас не занят, регионального ритейла практически нет. Покупатели в регионах – это в основном малообеспеченные люди. Средний чек составляет 150 рублей. К тому же, многие из них вынуждены возвращать кредиты банкам, и число невозвратов постоянно растет. Поэтому в настоящее время надо подходить с большой осторожностью к проектам в регионах», – сказал он.

Андрей Гунин, директор по экономике и финансам сети «Связной», рассказал о ситуации в компании. «В прошлом году наш оборот составил около 510 млрд руб., 90 млрд из них – товары, остальное – услуги. Компания продолжает расти. В этом году предпосылки для роста хорошая, растет каждый из основных сегментов. Проблем со спросом мы не наблюдаем. Наоборот, спрос на более дорогие модели телефонов постоянно увеличивается. Действительно, сейчас идет большое расслоение населения относительно доходов. Но мы ориентируемся не только на средний и высокий сегменты, но и стараемся обеспечивать потребности людей, чьи доходы относительно небольшие».

Что касается онлайн-торговли, Андрей Гунин сообщил: «Интернет-торговля растет очень быстрыми темпами. Оборот интернет-магазина «Связной» в 2012 году увеличился в 2,6 раза — до 9,2 миллиарда рублей. Всего на онлайн продажи приходится 13% оборота компании против 6% годом ранее. В этом году мы планируем удвоить нашу выручку в интернете».

Андрей Гунин

Своими взглядами на рынок ритейла поделилась Виктория Лубнина, финансовый директор компании «Азбука вкуса».

Основанная в 1997 году «Азбука вкуса» – одна из ведущих российских торговых сетей. По итогам 2012 календарного года выручка компании составила свыше 28 млрд рублей. Официальным аудитором компании является Ernst&Young.

Как сообщила Виктория, в основе бизнес-модели лежит конкуренция с сегментом масс-маркет при сохранении премиального уровня сервиса. В качестве целевой аудитории «Азбука Вкуса» рассматривает население со средним и выше среднего уровнем дохода. Целевая аудитории – покупатели в возрасте от 35 до 55 лет с доходом от 40 тысяч рублей на члена семьи. Компания придерживается стратегии экспансии сети в Москве и за ее пределами при сохранении высоких темпов роста в перспективе.

Lubninasm.jpg

Спикер поделилась тенденциями российского продуктового розничного рынка на 2-3 года: «В ближайшие 2-3 года продовольственный рынок России может стать самым большим в Европе. Оборот розничной торговли по-прежнему будет расти высокими темпами – 6-10% в год. В структуре продовольственных товаров будет расти доля мяса, рыбной продукции, сыров, овощей. Сохранятся тенденции снижения доли розничных рынков (с 14% до 10%) и увеличения доли сетевой торговли – более 30% продаж, в крупных города – до 50%. В отличие от стран Восточной Европы в России в сетевой торговле сохранится ведущая роль за отечественными розничными компаниями в ходе конкурентной борьбы с глобальными игроками.

Ожидается рост уровня концентрации, поляризация продовольственного сектора, определяющая все больший отрыв лидеров и уход с рынка более мелких игроков.

Сейчас поpядка 40% оборота розницы формируется крупными и средними торговыми предприятиями, на долю малых приходится 25%. Продолжится проникновение розницы в интернет – сейчас на долю online-торговли приходится 2,1% оборота (для сравнения GB – 8,3%, США – 5%), каждые пять лет обороты утраиваются», – считает Виктория Лубнина.

mozhayevasm.jpg

Светлана Можаева, финансовый директор «Фамилия», рассказала о наиболее важных аспектах развития компании.

В своем развитии «Фамилия» опирается на модель Low Cost Retail, используемую такими успешными компаниями, как Ross Stores, TJX, Primark Stores, поскольку более 60% населения России входит в целевую аудиторию Low Cost – потребители с доходом менее 25 тыс. руб. на человека в месяц.

Важное направление развития – расширение сети. Низкая концентрация на рынке одежды способствует успешной региональной экспансии за счет вытеснения сегмента неорганизованной торговли: до половины населения России совершает покупки на вещевых рынках.

В заключение своего выступления Светлана Можаева привела несколько кейсов:

  • использование все более сложных инструментов торгового финансирования;
  • оформление без таможенных пошлин – экономия затрат по сопоставимым поставкам;
  • оптимизация затрат на бэк-офис (внедрение электронного документооборота, оптимизация процессов, сокращение рабочих мест: при увеличении сети на 52% численность финансового персонала не изменилась);
  • изменение системы управления розницей (опыт сетей off-price USA).

Василий ПташинскийЗатем прозвучал доклад Василия Пташинского, финансового директора ГК «Автомир». «Автомир» присутствует на российском автомобильном рынке с 1993. Компания является одним из самых крупных автомобильных ритейлеров в России: торговая сеть насчитывает 45 объектов в 13 регионах России и Казахстане. По итогам первого квартала 2013 года «Автомир» занимает 3,04% рынка РФ в сегменте новых автомобилей. Компания активно развивает направление подержаных автомобилей.

Пташинский рассказал об основных тенденциях в отрасли, среди которых выделил: снижение покупательской активности, повышение конкуренции за покупателя и снижение маржинальности продаж новых автомобилей.

Основными направлениями работы в компании, по словам спикера, в настоящее время являются: развитие сервиса, повышение качества (не только лояльный клиент, но и бонусы), контроль за оборачиваемостью и контроль за политикой скидок.

Что касается непосредственно финансовой службы, то среди ее задач на 2013 год спикер выделил следующие:

  • проект «Архив электронных документов» (переход производителей на электронный документооборот);
  • бюджетирование «сверху-вниз»;
  • проект «Автоматизация казначейства»;
  • юридическая реструктуризация (уменьшение количества операционных юрлиц);
  • перевод бухгалтеров и экономистов в регионы.

По окончании панельной дискуссии выступила Полина Демичева, финансовый директор «Хоум -Центр Россия». Хоум-Центр – это сети DIY гипермаркетов товаров для дома, ремонта и дачи в среднем ценовом сегменте. Широкий ассортимент товаров – более 50 000 наименований (стройматериалы, сантехника, декор и т.д.). Большое внимание уделяется программе лояльности для покупателей, существуют также специальные программы для новоселов и корпоративных клиентов. Поэтому налогообложение бонусов и премий – вопрос, который является наиболее актуальным с точки зрения налоговых рисков.

Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 7 февраля 2012 года №11637/11, премии в пользу покупателей уменьшают стоимость поставленных товаров, что влечет необходимость изменения налоговой базы по НДС у поставщиков и сумм налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость у покупателей.

Полина Демичева подробно рассказала о распределении степени рисков во временном периоде. Сейчас временной период риска (то есть, период, который может быть подвергнут выездной налоговой проверке) – 2009-2012 годы. После наступления 2014 года (если до этого момента не будет вынесено решение о выездной проверке), это будет уже период 2011–2013 годов.

«Надо ждать 2016-2017 года, когда период налоговой проверки не будет распространятся на 2011–2013 гг. Но никто не застрахован, что к 2016 году не будут внесены очередные изменения в законодательство, кардинально меняющие положение налогоплательщиков», – считает она.

Следующим выступил Александр Капустин, финансовый директор Детской галереи «Якиманка». Он рассказал о том, как увеличить прибыль за счет правильно поставленных целей и мотивации.

«В нашей компании на 2012 год были поставлены следующие цели: увеличить выручку от реализации на 20%, чистую прибыль – на 200%, сократить объем кредитов и займов на 32%, оптимизировать товарные остатки и улучшить качество обслуживания покупателей».

Помимо стандартных мероприятий для увеличения выручки (оптимизация ассортиментных матриц; повышение наполняемости товаром торгового зала и т.д.), большое внимание был сфокусировано на работе с персоналом: «Для торгового персонала обеспечили возможности карьерного роста; ввели прозрачную схему премирования и старались использовать инструменты нематериального стимулирования. Что касается офисного персонала, в компании сократили часть сотрудников, перераспределили нерегулярные функции между оставшимися сотрудниками и ввели дополнительные инструменты стимулирования».

В компании была разработана система мотивации по следующему алгоритму:

  • классификация подразделений по функциональному назначению;
  • определение размера интегрального годового дохода и бонусной части для руководителей;
  • распределение бонуса между отчетными периодами (кварталы, год);
  • распределение бонуса между выполнением целевыми показателями компании и функциональных KPI;
  • определение весов по каждому KPI сотрудника в обшей сумме бонусов;
  • определение критериев достижения целевых показателей компании и функциональных KPI.

В результате данных мероприятий, по словам  Александра Капустина, в 2012 году были выполнены все установленные цели компании.

Ирина Кленина, финансовый директор сети «Старик Хоттабыч», выступила с докладом «Управление кредитным портфелем». Она рассказала об основных преимуществах «тонкой настройки» управления кредитным портфелем, среди которых выделила:

  • снижение стоимости привлечения заемных средств;
  • оперативное управление размером кредитного портфеля;
  • риск изменения условий кредитования «раздроблен»;
  • повышение производительности труда финансовых подразделений;
  • процесс рефинансирования происходит в текущем режиме;
  • минимизация «неиспользуемых» свободных остатков денежных средств.

Как рассказала Ирина, предложенная схема оперативного управления кредитным портфелем позволяет эффективнее использовать классические инструменты кредитования исключительно за счет внутренних ресурсов компании (экономия около 10% от стоимости финансирования). «Идеал данной схемы для активно кредитующейся компании, к которому необходимо стремиться для максимально эффективного использования денежных средств, – ни один платеж не должен исполняться из собственных средств компании, они должны направляться на погашение заемных средств», – считает она.

Ирина уделила внимание важным вопросам, на которые стоит обратить внимание при «тонкой настройке».

Артем Попов, директор департамента аналитики и планирования «Детский мир – Центр», выступил с докладом «Прибыльность и ликвидность и их влияние на стоимость компании».

До кризиса компания развивалась очень динамично. Однако в результате кризиса объем продаж упал, это привело к значительному снижению ликвидности, кассовым разрывам. Ситуация осложнялась тем, что у компании высокая сезонность (наиболее активные периоды: конец лета,начало сентября и период перед новогодними праздниками), вторая проблема – затоваренность неликвидом. Это привело к тому, что единственным источником финансирования стал рабочий капитал, потому что рынок заемных средств фактически для компании был закрыт. Компания сконцентрировалась на оптимизации рабочего капитала. Была проделана большая работа по улучшению условий работы с поставщиками, повышению оборачиваемости товарного запаса, проведению тендерных процедур, товарно-финансовому планированию. Все эти процедуры положительно сказались на финансовых показателях.

Говоря о ликвидности, спикер затронул вопрос стратегии финансирования и построения правильного соотношения между заемным и собственным капиталом. «Чтобы определить это соотношение, мы выстраиваем бизнес-модель. Она является не только инструментом взаимодействия с кредиторами, но и инструментом развития компании в целом», – считает Артем Попов.

Завершая свое выступление, спикер рассказал о том, как можно повысить инвестиционную привлекательность компании и о роли финансового директора в привлечении финансирования.

Евгений Тимофеев, старший партнер GoltsblatBLP, рассказал о последних событиях в вопросе о налоговом режиме товарных потерь, а также уделил внимание проекту №254686-6, первое чтение которого состоится в июне. Данный проект допускает вычет при следующих условиях:

  • розничная торговля (не менее 70% выручки от розничной торговли);
  • только в отношении товаров, включенных Правительством в перечень;
  • в пределах 0,75% от выручки от продаж таких товаров;
  • раздельный учет продаж товаров в перечне, и розничной и иной торговой деятельности;
  • недостача не является следствием естественной убыли, и виновные лица не могут быть установлены.

Вычет потерь, согласно проекту, возможен при наличии следующих документов: заключения аудитора, подтверждающее действенность учетных и складских систем, и актов инвентаризации (в комиссию должен быть включен сертифицированный аудитор).

Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите по электронной почте events@cfo-russia.ru

Текст: Елена Полетаева

Фото: Тэодолус Сунарджая

Отчет о втором дне мероприятия

Фотоотчет о мероприятии

Наши конференции:


ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Комментарии