Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Александр Шулькин: «Прозрачность, к которой мы стремимся, настораживает людей»

Александр Шулькин: «Прозрачность, к которой мы стремимся, настораживает людей» 25.07.2013

Популярность сбалансированной системы показателей (СБС) в последние годы пошла на убыль. Слишком уж часто эта концепция оказывалась работоспособной только на бумаге. Однако Александр Шулькин, финансовый директор группы компаний «Май», занятой в бьюти-индустрии, не испытывает сомнений в успешном завершении проекта по внедрению СБС.

Группа компаний «Май» – одна из крупнейших организаций в Санкт-Петербурге и в северо-западном регионе России, работающих в индустрии красоты. «Май» предлагает полный цикл товаров и услуг в этой сфере: парикмахерские и косметические услуги, обучение специалистов, дистрибуция стандарта обучения парикмахеров Pivot Point на территории России и СНГ, продажа профессиональной косметики, оборудования и аксессуаров, услуги химчистки и прачечной.

Мы попросили Александра Шулькина рассказать о ходе внедрения сбалансированной системы показателей в компании, а также о других проектах, направленных на повышение эффективности бизнеса.

Какие цели сейчас стоят перед компанией?

Ключевая цель – реинжиниринг и формирование комплексной модели бизнес-процессов, внедрение сбалансированной системы показателей как инструмента процессного управления и построение на основе ССП системы мотивации персонала. Внедрение проекта – это не дань моде, а осознанный выбор в пользу современных методов долгосрочного управления эффективностью развития компании. Внешний консультант, совместно с которым мы реализуем эту масштабную работу, считает, что мы задаем определенный стандарт в сфере бизнес-моделирования.

Для чего вам нужна эта система?

Суть ССП заключается в формулировании и трансформации стратегии в задачи и показатели, сгруппированные по четырем различным направлениям - финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы и обучение – с учетом баланса между значимостью финансовых и нефинансовых показателей. Далее ССП проецируется на всю организацию путем разработки индивидуальных целей в рамках уже разработанных корпоративных стратегий и информирует сотрудников о движущих факторах настоящего и будущего успеха, стимулирует понимание работниками своего места в стратегии компании. Сбалансированная система показателей обеспечивает менеджмент универсальным механизмом, который интерпретирует мировоззрение и стратегию компании через набор взаимозависимых показателей. Применение ССП обеспечивает контроль реализации стратегии, простоту восприятия исполнителями, улучшение системы мотивации персонала.

Какую роль в проекте занимаете вы как финансовый директор?

Финансовый директор является ключевой фигурой проектной команды, названной нами Центром стратегического развития, в рамках которой, совместно с внешним консультантом, осуществляется бизнес-моделирование и построение ССП. Наши встречи проходят регулярно, в среднем 2-3 дня в неделю по 3 часа.

Сколько по срокам занимает проект?

Активным внедрением системы мы занимаемся на протяжении последних 8 месяцев, с ноября прошлого года. Этому этапу предшествовал год подготовки и обучения – разрабатывали собственную методику построения стратегических карт, выбирали программный продукт, организовывали семинары с привлечением экспертов в данной сфере. В настоящее время мы на финишной прямой, проект планируем сдать «под ключ» в конце лета текущего года. Но это только по одному направлению бизнеса группы компаний – розничной сети. А впереди еще шесть подразделений, каждое из которых уникально, имеет свою специфику и представлено в различных отраслях и сферах деятельности: производство, услуги, оптовая и розничная торговля.

Какие инструменты используются для достижения цели?

Бизнес-моделирование и построение ССП мы осуществляем на основе программного продукта Business Studio, который специально разработан для создания бизнес-архитектуры и позволяет решать следующие задачи: формализация стратегии и контроль ее достижения, моделирование и оптимизация бизнес-процессов, разработка регламентов и должностных инструкций, построение системы мотивации и расчет переменной части заработной платы в зависимости от степени выполнения показателей.

Кто контролирует выполнение проекта?

Разработка ССП невозможна без инициативы топ-менеджмента. Идейным вдохновителем нашего проекта является собственник группы компаний, он же активно участвует в его реализации, контролирует сроки выполнения каждого этапа. Но далее возникнет вопрос в контроле выполнения разработанных регламентов и актуализации ССП. Для этих целей планируем сформировать группу или отдел; с названием пока не определились, возможно, это будет группа внутреннего контроля или отдел стратегического развития.

Какие проблемы возникают в ходе внедрения проекта?

Основная проблема – сопротивление персонала изменениям; это вполне закономерно, тем более что планируются масштабные преобразования. Прозрачность, к которой мы стремимся, настораживает людей. Тем не менее, нет сомнений в успешной реализации намеченных целей. Залог успеха наших проектов – отличная команда единомышленников и воля к победе. Мы готовы к соответствующей разъяснительной работе, предоставлению объективной и комплексной информации о планируемых изменениях, демонстрации преимуществ системы для эффективных сотрудников.

Какие еще проекты вы можете выделить?

В настоящее время мы реализуем девелоперский проект – реконструкцию существующего здания и создание на его основе многофункционального Центра красоты и здоровья «Май». Проект стартовал три месяца назад, планируем его завершение в мае 2014 года. После реконструкции площадь здания существенно возрастет и составит около 5 тысяч квадратных метров. Мы расширим свое присутствие, а часть помещений будем сдавать в аренду внешним арендаторам, соответствующим нашей концепции. Если говорить о препятствиях, то это весь спектр проблем, характерных для организаций, реализующих девелоперские проекты, начиная от получения разрешения на строительство и заканчивая привлечением банковского кредита на удовлетворяющих нас условиях.

За что отвечаете вы в этом проекте?

Здесь участие финансового директора заключается в оценке финансовых потоков инвестиционного проекта и работе по привлечению кредитного финансирования. Кризис 2008-2009 гг. заставил банки ужесточить условия, в связи с чем, мы столкнулись с определенными сложностями в выборе кредитора, который бы соответствовал нашей специфике. Сейчас мы на стадии рассмотрения заявки на кредитном комитете, но до этого были очень длительные переговоры с двумя десятками банков.

Наталья Чистякова


Комментарии