• Сегодня 18 апреля 2024
  • USD ЦБ 94.32 руб
  • EUR ЦБ 100.28 руб
Нота модус - Автоматизация бизнес-процессов
Коля в Третьяковской галерее
Конференция «Управление проектами в общих центрах обслуживания»
50 бизнес-моделей новой экономики. Уроки компаний-единорогов
https://vk.com/cforussia

Николай Кожевников, Инспиритум: «ИТ-компаниям важно анализировать, как клиенты закрывают свои потребности и насколько им это удобно»

10.03.2023

Николай Кожевников, Инспиритум: «ИТ-компаниям важно анализировать, как клиенты закрывают свои потребности и насколько им это удобно»

Николай Кожевников, финансовый директор Инспиритум и спикер Девятнадцатой конференции «Централизованное казначейство», поделился с CFO Russia советами по привлечению стороннего финансирования для ИТ-компаний и назвал самые частые ошибки, которые при этом совершают ИТ-стартапы.

Какие способы привлечения стороннего финансирования для ИТ-компаний наиболее перспективны и выгодны сегодня?

В периметре России наиболее перспективны два способа. Государственное и окологосударственное финансирование: ФРИИ (Фонд развития интернет-инициатив), тематические гранты от профильных министерств. Второй способ – привлечение венчурного финансирования от крупных фондов и экосистем. Например, Сбер активно вкладывается в развитие ИТ-компаний.

За рубежом выгодно венчурное инвестирование.

Что точно не следует делать ИТ-стартапам – пользоваться банковским кредитованием. Обычно банки кредитуют под залог имущества либо в некоторых случаях под залог будущей выручки. А у ИТ-компаний чаще всего есть только нематериальные активы. Однако банковский кредит может быть хорошим способом развития для давно существующей и известной на рынке ИТ-компании, которая хочет масштабировать свою деятельность.

Какие еще ошибки часто совершают молодые ИТ-компании при привлечении дополнительных инвестиций?

Часто они составляют бизнес-план по упрощенным моделям и делают его излишне оптимистичным, то есть показывают экспоненциальный рост. Также мало учитывают влияние конкурентов и занятость рынка. ИТ-стартапы склонны считать: если их услуга уникальна, а чаще всего так и есть, то конкурентов у них нет. Это не совсем так. На самом деле, нужно учитывать не уникальность своих услуг, а потребности клиентов, которые закрывают данные услуги. Базовых нужд у потребителей не так много и каким-то образом они их уже закрывают. Поэтому важно анализировать, как они это делают, насколько это удобно и насколько им нужно новое решение.

Кроме того, при разработке бизнес-плана необходимо учитывать несколько сценариев. Обычно их три: оптимистичный, пессимистичный и наиболее вероятный.

Ваш совет другим компаниям: как повысить свои шансы при привлечении стороннего финансирования в текущих условиях неопределенности?

Прежде всего, не жалеть времени на расчет финансовой модели. Изначально при запуске деятельности ставить управленческий учет наряду с бухгалтерским. Грамотно оформлять компанию и свою деятельность. Ну, и еще раз повторюсь, не жалеть времени и средств на подготовку бизнес-плана. Чем он подробнее, тем больше вероятность скорейшего привлечения финансирования. В принципе инвесторы работают следующим образом: на первоначальном этапе рассматривается презентация (инвестиционный меморандум). Если он выглядит убедительным, то лицо принимающее решение, передает его низовым исполнителям. Они, в свою очередь, детально изучают бизнес-план, финансовую модель и прочее. На основании их выводов принимается окончательное решение. Об этом забывать не стоит.

Задать свои вопросы Николаю и узнать больше об опыте Инспиритум вы сможете на Девятнадцатой конференции «Централизованное казначейство», которая состоится 14-15 марта 2023 года.

Мария Кириченко


Комментарии

Защита от автоматических сообщений