Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Владимир Донченко: «При внедрении ОЦО возрастают налоговые риски»

Владимир Донченко: «При внедрении ОЦО возрастают налоговые риски» 11.03.2013

Владимир Донченко, налоговый менеджер EFES Rus, рассказал CFO-Russia об управлении налоговыми рисками при внедрении ОЦО.

Каковы налоговые риски при внедрении ОЦО?

Внедрение ОЦО означает централизацию бухгалтерских функций, которые ранее располагались в различных регионах, юридических лицах и даже в различных юрисдикциях. Основная идея ОЦО – централизовать эти функции в одном месте. На практике это подразумевает ликвидацию функций на местах и перемещение их в какое-то выделенное место, обособленное от прежних мест дислокации.

Исходя из этого возможны следующие практические риски:

  • риск потери людей, которые изначально выполняли бухгалтерские функции на местах;
  • риск потери опыта, истории операций и логики бизнеса, которые имели место в регионах.

Проблема с точки зрения налогообложения заключается в том, что налоговые органы проверяют не будущие операции и процессы, а те, что происходили 2-3 года назад. И возникает вопрос, сможет ли персонал вновь создаваемого ОЦО успешно защитить перед лицом налоговых органов операции, которые имели место несколько лет назад в регионах, где эти люди не работали?

Мое личное мнение – для защиты бизнеса перед налоговыми органами важен человеческий фактор. То есть бухгалтерский и финансовый персонал, который знает историю операций и сам бизнес. В последнее время налоговики очень интересуются деталями бизнеса крупных налогоплательщиков и задают весьма умные конкретные вопросы – то есть достаточно глубоко изучает технологию и применяемые методики учета.

На мой взгляд, живая связь бухгалтерии с жизнью компании во многом теряется при внедрении ОЦО. Те люди, которые будут работать в ОЦО через 3 года, не будут знать, как формировалась отчетность за предыдущие периоды на местах.

Риск заключается в том, что компания на пустом месте может потерять деньги только из-за того, что новые люди не будут в состоянии вменяемо объяснить налоговой, что происходило раньше, и не смогут подобрать документальную базу для своих объяснений.

Что бы вы рекомендовали в таком случае? Имеет ли смысл оставлять бухгалтеров на местах?

К внедрению ОЦО надо подходить осторожно, неторопливо, не делать это одномоментно. Надо планировать процесс таким образом, чтобы внедрение единого центра не происходило быстрее, чем, например, за 3 года. За это время желательно передать опыт бухгалтерских функций и налоговых обязательств, которые исторически сложились на местах.

Возможный вариант – иметь географически распределенный ОЦО. То есть, не убивать бухгалтерскую функцию на местах, сохранить историю, людей и связь людей с бизнес-процессом.

Есть примеры внедрения ОЦО в России, когда первоначально ставилась задача быстрого внедрения. Впоследствии было решено не форсировать процесс – производить внедрение постепенно, перераспределять отдельные функции, а некоторые оставлять на местах. В результате пришли к «распределенному» ОЦО, то есть от идеи полной ликвидации бухгалтерской функции на местах фактически отказались.

А какой вариант наиболее выгодный?

Зачастую при внедрении ОЦО декларируется достижение существенной экономии и повышение эффективности бизнес-процессов. При этом налоговые издержки, которые возникнут через 3-5 лет, не принимаются в расчет. На мой взгляд, при планировании и внедрении ОЦО необходимо уделять серьезное внимание минимизации возможных налоговых рисков в будущем.

Посетите конференции «Общие центры обслуживания: организация и развитие», которая пройдет в Ярославле 13-15 ноября 2013 года, и конференцию «Корпоративное налоговое планирование: трансфертное ценообразование», которая состоится в Москве 28-29 ноября

Нина Данилина


Комментарии