Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Антон Торопцев: «Новый закон более жесткий с точки зрения внутригруппового планирования»

Антон Торопцев: «Новый закон более жесткий с точки зрения внутригруппового планирования» 23.01.2013

Антон Торопцев, старший менеджер по налогообложению «Бритиш Американ Тобакко» и спикер десятой конференции «Корпоративное налоговое планирование», CFO-Russia об изменениях в работе финансовых руководителей в связи с вступлением в силу закона о трансфертном ценообразовании.

Что изменится в работе финансовых руководителей групп компаний в связи с нововведениями в области трансфертного ценообразования?

Действовавшая ранее статья 40 НК РФ позволяла достаточно свободно устанавливать цены внутри группы компаний. Финансовый директор мог самостоятельно закладывать аллокацию прибыли в рамках группы компаний. Новый закон более жесткий с точки зрения внутригруппового планирования. Сейчас нет прежней свободы действий внутри группы, приходится соблюдать установленные лимиты.

Помимо роста административной нагрузки появляется дополнительный элемент неясности по заполнению дополнительной налоговой отчетности. С учетом проверок и дополнительных запросов документации этот процесс может стать гораздо более затратным по времени.

На мой взгляд, финансовым директорам необходимо установить процесс составления дополнительной отчетности и несколько раз проконтролировать его. Далее сотрудники смогут справляться с этим процессом самостоятельно.

Каковы основные задачи налогового отдела в связи с законом о трансфертном ценообразовании?

Если в компании нет отдельного департамента трансфертного ценообразования, то львиная доля работы по составлению документации, установлению трансфертных цен и взаимодействию с налоговыми органами по вопросам трансфертного ценообразования ложится на налоговый департамент.

Я знаю, что во многих крупных группах компаний отдельный департамент уже создан. В зависимости от размера компании его численность составляет от одного до пяти человек, которые занимаются исключительно политикой трансфертного образования и созданием форм подготовки документации.

Необходимость создания такого отдела сильно зависит от объема операций и типа деятельности группы компаний. Как показала наша практика, в крупных компаниях нагрузка достаточно большая. И необходим хотя бы один человек, который 100% времени занят вопросами трансфертного ценообразования, не отвлекаясь ни на что другое. Ситуация на рынке меняется, цены тоже, и отслеживать их параллельно основной работе налогового отдела достаточно сложно.

Надо понимать, что контроль за трансфертным ценообразованием со стороны налоговых органов очень серьезен. Установление нормального режима трансфертного ценообразования в группах компаний, приведение его в соответствие с законодательством, разработка механизма и методики оставления уведомлений и сроков их подачи – ко всему этому надо теперь подходить более ответственно.

Каковы основные условия успешного внедрения системы документирования контролируемых сделок?

Во-первых, должны быть выделены ресурсы для внедрения и поддержания системы: финансовая служба, юридический отдел, ИТ и менеджмент проекта. Во-вторых, нужно регулярно (не менее двух раз в год) пересматривать и обновлять как методологию, так и формы документирования и контроля. В-третьих, обязательна интеграция системы документирования с имеющимися системами согласования договоров, сбора и хранения первичной документации, анализа конкуренции и рынков, прогнозирования финансовых показателей.

Напомню, что не нужно внедрять систему документирования, если компания не осуществляет (и не планирует) контролируемые сделки со взаимозависимыми лицами; внешнеторговые сделки с товарами мировой биржевой торговли; сделки с независимыми лицами.

Последний пункт – сделки с независимыми лицами – нужно рассмотреть более подробно. Я бы выделил три ситуации по независимым сделкам, когда система документирования не нужно. Во-первых, если одна из сторон – резидент «чёрного списка» Минфина. Во-вторых, если особенности статуса стороны по сделке или предмета сделки дают основания для налоговой оптимизации (например, статус участника проекта Сколково), если доход по сделкам за год более 60 млн. рублей. В-третьих, если одна из сторон – посредник, без дополнительных функций и рисков, между двумя взаимозависимыми лицами.

Во всех этих случаях достаточно внедрить регулярный контроль на наличие контролируемых сделок.

Более подробно познакомиться с опытом компании British American Tobacco и задать собственные вопросы Антону Торопцеву вы сможете на десятом налоговом форуме «Корпоративное налоговое планирование».

Нина Данилина


Комментарии