Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Отчет о Второй конференции «Корпоративное налоговое планирование»

Отчет о Второй конференции «Корпоративное налоговое планирование» 19.12.2012

1-2 ноября 2012 года в Праге состоялась Вторая конференция «Корпоративное налоговое планирование», организованная порталом CFO-Russia при поддержке Клуба финансовых директоров.

В рамках двухдневной конференции выступили эксперты и топ-менеджеры из ведущих российских и международных компаний (Северсталь, Связьинвест, НТВ-плюс, Бритиш Американ Табакко в России, Орифлейм Косметикс и других).

Открыл конференцию Николай Баранов, партер юридической компании Noerr, с докладом об особенностях международного налогового планирования на современном этапе. Николай рассмотрел правоприменительную практику использования различных юрисдикций для построения международных структур, концепцию «бенефициарного владельца» дохода, налоговые риски при построении холдинговых структур. Особо он остановился на изменениях в налоговое законодательство Кипра, которые вступают в силу с 2013 года. Также Н.Баранов рассмотрел кейсы, касающиеся процентов выплаты и применения правил тонкой капитализации; структурирования лицензионных платежей и создания торговых структур.

zuykov_small.jpgЗатем Андрей Зуйков, директор дирекции налоговой политики компании НТВ-плюс, рассказал об оптимизации взаимодействия с налоговыми органами. Он рассмотрел, как в зависимости от налоговой стратегии компании строятся взаимоотношения бизнеса с налоговыми органами, какие показатели эффективности налоговой политики могут учитываться, как можно управлять конфликтами с налоговыми органами и какие типичные ошибки допускают компании в ходе работы с налоговиками. Также А.Зуйков ответил на вопросы, касающиеся практики работы его компании.

Светлана Бочарова, начальник налогового отдела «Связьинвеста», проанализировала актуальную арбитражную практику, а именно – как изменения закона о бухгалтерском учете могут повлиять на осуществление налоговой функции компании.

Доклад Ольги Вагановой, начальника налогового управления компании «Северсталь», имел следующий подзаголовок – «О бизнесе, который платит налоги». О.Ваганова рассказала о том, как организовано осуществление налоговых функций в ее компании – кто занимается ее осуществлением, как формируется единая налоговая методология, каким образом построена система выявления рисков и резервов в налогах, и каковы итоги проведенной работы. Также О.Ваганова затронула такие вопросы, как внутригрупповое финансирование, сделки M&A, подготовка к выездной налоговой проверке. Подробно Ольга остановилась на том, как компания изменила свою работу с учетом законодательства о трансфертном ценообразовании.

Наталья Денисова, руководитель налогового отдела, Авентис-Фарма (Санофи), рассказала о развитии налоговых и регуляторных отношений для фармацевтических компаний.

Второй день конференции открыл Виталий Белашев, зам. председателя правления по финансовым вопросам «ПОЗНЯКИ – Жилстрой», который представил свой опыт формирования налогового бюджета компании. Налоговый бюджет компании включает в себя планирование начисления налогов, планирование налоговых платежей и определение налоговой задолженности. В. Белашев рассмотрел исходную информацию, которая используется для формирования налогового бюджета, алгоритм формирования бюджета. Основные методы налогового планирования, по мнению В. Белашева, это: замена отношений; разделение отношений; прямое сокращение базы налогообложения; делегирование уплаты налогов другому субъекту предпринимательской деятельности; отсрочка налоговых выплат. Далее был приведен пример расчета параметров налогового бюджета и примерный формат налогового календаря компании на 1 квартал 2013 года. В конце своего выступления Виталий привел коэффициенты эффективности налоговой политики, и отметил, что главным принципом налоговой политики компании должен быть принцип – «Не плати лишнего!»

Владимир Донченко, налоговый менеджер EFES Russia, осветил тему «Налоговые вопросы ценообразования внутригрупповых услуг». Эту тему продолжил Константин Соловьев, менеджер по налоговым вопросам по странам СНГ, Алкатель-Лусент. По мнению К. Соловьева, основные проблемы компаний при оказании внутригрупповых услуг следующие:

  • необходимость доказывания факта самого оказания услуг. Концепция «реальности затрат»;
  • документальное подтверждение любых услуг: внимание налогового органа к описанию, оформлению и классификации;
  • цена услуг: правила трансфертного ценообразования, обоснованность стоимости услуг, подтверждение затрат исполнителя;
  • дублирование функций: сходство и различие между функциями исполнителя и собственного персонала заказчика;
  • влияние затрат на внутригрупповые услуги на прибыльность бизнеса получателя услуг. Экономическая выгода получателя;
  • судебная практика, в том числе с участием международных компаний влияет на подход налоговых органов (судебные прецеденты Shell, Cargill и так далее).

К.Соловьев осветил арбитражную практику в пользу налогоплательщиков и подробно остановился на выборе метода определения цены.

Вторая часть конференции была посвящена тема трансфертного ценообразования. Сначала Олег Акилбаев, руководитель группы по трансфертному ценообразованию Орифлейм Косметикс, поделился опытом построения функции трансфертного ценообразования внутри налогового департамента, а затем Антон Торопцев, старший налоговый менеджер Бритиш Американ Табакко в России, представил доклад «Как построить понятную и прозрачную систему документирования контролируемых сделок».

Олег Акилбаев в начале своего доклада отметил основные новые функции, которые появляются у налогового департамента компании в связи с функцией трансфертного ценообразования:

  • руководство по организации функции ТЦ;
  • функциональное описание сделки и анализ;
  • поиск сопоставимых рыночных цен и интервалов;
  • выбор метода и алгоритм расчета цен;
  • утверждение применяемых цен;
  • мониторинг цен и рентабельности;
  • составление документации;
  • взаимодействие с налоговыми органами.

Цели внедрения функции трансфертного ценообразования в работу компании, это, прежде всего, обеспечение соответствия законодательству по трансфертному ценообразованию, и интеграции с корпоративной стратегией по трансфертному ценообразованию; разработка или адаптация политики по трансфертному ценообразованию; контроль за изменениями в законодательстве по трансфертному ценообразованию; внедрение корпоративных изменений по трансфертному ценообразованию.

Примерный бюджет исполнения функции трансфертного ценообразования в компании в расчете на 5 сделок может составить до 7 млн. рублей. По мнению О.Акилбаева, компании необходимо проанализировать свой бизнес, прежде чем решать, следует ли создавать отдельный департамент трансфертного ценообразования. Также нужно понимать, что в компании придется перераспределять функции между подразделениями – юридическим отделом, налоговым отделом, бухгалтерией и финансовой службой.

toroptsev_small.jpgАнтон Торопцев в начале своего выступления отметил, что систему документирования не нужно внедрять компаниям, которые не осуществляют (и не планируют) контролируемые сделки, а именно:

  • сделки со взаимозависимыми лицами;
  • внешнеторговые сделки с товарами мировой биржевой торговли;
  • сделки с независимыми лицами,
  • если особенности статуса стороны по сделке или предмета сделки дают основания для налоговой оптимизации (например, статус участника проекта Сколково),
  • если доход по сделкам за год более 60 млн. руб.
  • если одна из сторон – резидент «черного списка» МинФина
  • если одна из сторон – посредник, без дополнительных функций и рисков, между двумя взаимозависимыми лицами.

При отсутствии подобных сделок компании достаточно внедрить регулярный контроль на наличие контролируемых сделок. Для таких компаний А.Торопцев привел матрицу регулярного контроля (контроль осуществляется по итогам полугодия и года).

В остальном доклад А. Торопцева предназначался, главным образом, тем компаниям, у которых указанные сделки есть. Антон подробно рассмотрел требования к содержанию документации и системы, определение архитектуры системы документирования, ключевые этапы успешного внедрения системы.

Завершая доклад, А.Торопцев выделил основные условия успешного внедрения:

1) Наличие выделенных ресурсов для внедрения и поддержания системы - финансовая служба, юридическая служба, ИТ, менеджмент проекта.

2) Регулярный (не менее 2 раз в год) пересмотр/обновление как методологии, так и форм документирования и контроля.

3) Интеграция системы документирования с имеющимися системами:

  • согласования договоров;
  • сбора и хранения первичной документации;
  • анализа конкуренции и рынков;
  • прогнозирования финансовых показателей и проч.

В заключение конференции состоялся круглый стол о проблемных вопросах трансфертного ценообразования, в котором приняли участие А.Торопцев, В.Донченко, О. Акилбаев, К.Соловьев.

ks_nalogi.jpgМожно выделить две стратегии, которые выбирает для себя бизнес в отношении закона о трансфертном ценообразовании – бездействие до появления первой правоприменительной практики, либо выстраивание системы минимизации рисков при применении законодателями новых норм. Выбор той или иной стратегии зависит в первую очередь, от стратегии компании, от того, насколько ее бизнес подпадает под законодательство о трансфертном ценообразовании (в частности, количества контролируемых сделок), а также от готовности акционеров понести серьезные затраты на выстраивание системы.Участники круглого стола отметили, что для применения закона о трансфертном ценообразовании очень важна арбитражная практика, которая может появиться не ранее 2014 года. Также представители бизнеса ожидают доработки законодательства и разъяснения спорных вопросов от Минфина и ФНС России.

Помимо насыщенной официальной программы у участников конференции в Праге была возможность познакомиться с достопримечательностями столицы Чешской Республики и пообщаться в неформальной обстановке.

Анна Чернецкая



Материалы по теме:

Комментарии