Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Ульяна Тория, msg Plaut: «Единая система для всех компаний группы снижает управленческие расходы, повышая гибкость и скорость принятия решений»

Ульяна Тория, msg Plaut: «Единая система для всех компаний группы снижает управленческие расходы, повышая гибкость и скорость принятия решений» 02.03.2021

Ульяна Тория, руководитель направления «Финансовый аутсорсинг» msg Plaut и спикер Онлайн-практикума «Организация ведения учета для иностранного бизнеса в России», рассказала CFO Russia о подходах к автоматизации учета для иностранного бизнеса в России, которые использует msg Plaut, и в целом о задачах, которые компания помогает решить клиентам.

Расскажите вкратце о вашей компании. Каковы основные виды ее деятельности?

Plaut зарегистрирован в России в 2010 году. Основные виды деятельности компании: автоматизация, IT-консалтинг, аутсорсинг. Plaut входит в группу компаний msg global. Msg Plaut – один из давних и наиболее успешных партнеров SAP, также у нас более 70 лет опыта работы в международных консалтинговых и IT-проектах. Все наши клиенты – иностранные компании с дочерними компаниями в России или странах СНГ. Многие клиенты остаются с нами на долгие годы, что говорит о высоком качестве услуг msg Plaut.

Как давно ваша организация работает с иностранными компаниями, ведущими деятельность на территории РФ, в плане консалтинга и реализации проектов по ведению учета?

Одно из направлений нашей деятельности – бухгалтерский аутсорсинг и услуги по расчету заработной платы и кадровому учету. Это направление появилось из первоначальной методологической поддержки проектов по развертыванию SAP на Россию, но с 2013 года (с учетом разнообразия потребностей клиентов, которые выходили за пределы SAP-практики) стало развиваться как отдельное направление.

Кто обычно выступает инициатором запросов, например, на бухгалтерский аутсорсинг?

Это в основном:

  • представители головного офиса иностранной компании, которые стремятся повысить скорость подготовки и качество отчетности российских дочерних компаний, а также прозрачность и сопоставимость предоставляемых ими данных и отчетов;
  • руководители российских дочерних компаний, которые стремятся удовлетворить требования финансового руководства группы к учету и отчетности российской дочерней компании.   

Какие задачи по постановке и автоматизации учета вам чаще всего ставят на сегодняшний день?

Как правило, материнские иностранные компании предъявляют жесткие требования к финансовой отчетности российского подразделения. Многие иностранные компании обязаны публиковать свою консолидированную отчетность по МСФО (GAAP, иным локальным стандартам), соответственно, российской дочерней компании также нужно готовить отчетность по МСФО и получать аудиторское заключение. В иностранных корпорациях на высокий уровень поставлены управленческий учет и контроллинг. Поэтому большое значение имеет подготовка и предоставление оперативных и сопоставимых с другими компаниями группы данных и управленческих отчетов, содержащих необходимую для принятия управленческих решений аналитику.

При постановке и автоматизации учета в российской дочерней компании следует учитывать не только его соответствие требованиям российского законодательства, масштабам и специфике деятельности российского подразделения, но и требования головного офиса.

Кроме того, иностранная корпорация чаще всего уже имеет информационную ERP-систему, в которой ведет учет. И это также должно приниматься во внимание при постановке и автоматизации учета в российском подразделении. Например, группами компаний наших клиентов применяются SAP, Microsoft Dynamics AX, ORACLE.

В основном в подразделение финансового аутсорсинга обращаются со следующими запросами:

  1. Компания уже какое-то время существует на рынке, ведет деятельность, масштаб которой растет, но учет в компании организован таким образом, что не позволяет головному офису получать прозрачные и оперативные данные о финансовых показателях российского подразделения. Отчетность по РСБУ для них неинформативна, данные, предоставляемые бухгалтером (или специализированной организацией), непонятны. Головной офис сам пытается вести параллельный учет в своей ERP-системе на основании данных о платежах российского подразделения, тем не менее никак не может сверить свои данные с отчетностью, составленной по РСБУ. Компания предоставляет какие-то управленческие отчеты, но они не могут удовлетворить финансовое руководство группы. Бухгалтер направляет оборотно-сальдовую ведомость, выгруженную из 1С, в которой наименования счетов переведены на английский язык, но данные поданы в непривычном для головного офиса виде, не содержат необходимую аналитику, в связи с чем головной офис начинает искать провайдера, способного предоставить финансовые отчеты в приемлемом для головного офиса виде;
  2. Компания только создана, но финансовое руководство группы предъявляет жесткие требования к отчетности по МСФО (или стандартам группы) и контроллингу. Руководители организации понимают, что самостоятельно организовать учет с соблюдением всех требований головного офиса у них не получится, и обращаются к нам;  
  3. Головной офис принимает решение о переходе на единую информационную систему (SAP), и требуется методологическая поддержка при развертывании системы на Россию, переносе остатков, запуске в продуктивную эксплуатацию и дальнейшем ведении учета. Такие проекты осуществляются совместно с консультантами SAP.

На вебинаре мы рассмотрим практические примеры организации учета для быстрой подготовки управленческих отчетов с необходимой аналитикой для отдела контроллинга группы и МСФО в зависимости от требований группы и применяемой учетной системы. Мы расскажем, какие аспекты следует иметь в виду при выборе информационной системы.

Опишите, пожалуйста, подходы к автоматизации учета. От каких факторов зависит внедрение тех или иных подходов?

В рамках нашего направления финансового аутсорсинга мы исходим из требований головного офиса, масштаба и сложности деятельности российского подразделения и того, какая ERP-система уже применяется головной организаций.

Самые распространенные решения следующие:

  • Большинство наших клиентов в РФ ведут учет в SAP или 1С, при этом группа компаний уже использует свою ERP-систему (SAP, Oracle, Microsoft Dynamics AX), но на определенном этапе деятельности российского подразделения не считает целесообразным нести значительные затраты на программное обеспечение и его развертывание на подразделение в России. Таким образом, учет по РСБУ ведется в 1С, а управленческая отчетность по МСФО (либо иным стандартам головного офиса) по российскому подразделению подготавливается с помощью двух методов в MS Excel. Либо методом трансформации (перегруппировка учетной информации и корректировка статей отчетности, подготовленной по правилам РСБУ на отчетную дату (за отчетный период), либо методом трансляции на основании выгрузки журнала проводок из 1С и конвертации (трансляции) проводок БУ по правилам мэппинга. Формируется загрузочный файл в Excel для последующей загрузки в ERP-систему головного офиса, в которой в дальнейшем выполняется аналитика данных и консолидация. Участки учета, которые в силу различных подходов к учету БУ и МСФО (например, ОС, лизинг, договоры подряда и т. п.) не подлежат конвертации из БУ, ведутся отдельно по стандартам МСФО в системе ERP головного офиса либо в отдельном регистре.
    Перед нами ставится задача обеспечить методологическую базу и поставить учет в компании, чтобы с наименьшими трудозатратами предоставлять отчетность группе с необходимой им аналитикой, готовить отчетность по стандартам группы и обеспечить возможность сверки показателей отчетности РСБУ и данных ERP-системы.
  • При сложной организационной структуре компании (количество пользователей 1500-2000 человек), множестве различий между МСФО и РСБУ, имеет смысл изначально рассмотреть применение ПО, которое позволит вести параллельный учет по МСФО и РСБУ и транслировать данные в ERP-систему в автоматическом режиме (интеграция в одну учетную систему). В России широко распространен ряд продуктов 1С по МСФО, реализованных на платформе «1С: Предприятие». К ним можно отнести: «1С:Управление Холдингом 8», «1С:ERP», «1С:Бухгалтерия КОРП МСФО», «БИТ.Финанс». Проект интеграции системы 1С и корпоративной ERP-системы (например, SAP) требует дополнительных инвестиций, связанных с приобретением лицензий 1С, разработкой методологической базы, привлечением специалистов 1С и SAP для синхронизации корпоративных стандартов учета и отчетности со стандартами российского подразделения, создания и поддержания единых корпоративных справочников основных данных, единой концепции развития информационной системы на предприятии. Такие проекты занимают время от полугода до полутора лет и требуют определенных инвестиций. На вебинаре мы расскажем, что мы как методологи обеспечиваем для синхронизации.   
  • По мере роста российской компании, увеличения значимости финансовых показателей российского подразделения для группы, как правило, группа требует развернуть корпоративную информационную систему (например, SAP) на российскую компанию. В России распространено мнение, что вести учет только в SAP для российской компании невозможно: необходимо вести либо параллельный учет в 1С, либо строить интеграционные (гибридные) модели, о которых мы упоминали выше. Это мнение ошибочно. Все наши клиенты, которые перешли на SAP, ведут учет только в SAP либо самостоятельно, либо находятся на обслуживании в нашем подразделении финансового аутсорсинга.  О том, насколько целесообразно разворачивать SAP на российское подразделение, какие критерии следует учитывать при принятии такого решения, какие подводные камни при локализации российской специфики могут встретиться, мы подискутируем на нашем вебинаре. Наш специальный гость – генеральный директор ООО «РЕПИ» Сабина Мирошниченко, поделится своим опытом перехода из 1С в SAP. 

Что следует учесть при оценке различных подходов к организации учета с точки зрения их стоимости, содержания и сопутствующих рисков?

По сути, оценка внедрения любого ПО – это оценка инвестиционного проекта, основанная на сопоставлении потоков затрат и будущих выгод от его применения. Поэтому при оценке различных подходов следует сопоставить будущие выгоды от применения решения и затраты, связанные с его внедрением.

В частности, следует сопоставить следующие выгоды и риски по степени их важности для российского подразделения:

  1. Степень покрытия внедренной функциональностью информационной системы и всех бизнес-процессов компании и удовлетворения требований пользователей на среднесрочную перспективу.
  2. Степень покрытия функциональностью текущего ПО бизнес-процессов компании и требований пользователей (часто при принятии решения о замене ПО менеджмент руководствуется плановыми выгодами от внедрения того или иного решения, размещенного в открытых источниках best practice. Но менеджмент не принимает во внимание, что текущее ПО, замену которого планируется осуществить, тоже приносит определенные выгоды, поэтому после замены плановые показатели не достигаются);
  3. Степень повышения прозрачности и скорости получения данных о деятельности компании и, как следствие, гибкости в принятии управленческих решений руководством группы;
  4. Стандартизация бизнес-процессов в группе;
  5. Повышение доверия пользователей отчетности к руководству российского подразделения и, как следствие, возможность привлекать дополнительное финансирование;
  6. Стоимость внедрения и владения ПО;
  7. Доступность и цена ресурсов, необходимых для внедрения и эксплуатации ПО;
  8. Затраты на обучение персонала работе с новым ПО (здесь также важно избежать дополнительных затрат после ввода ПО в эксплуатацию, связанных с формальным подходом к обучению пользователей и проведению тестирования);
  9. Затраты времени работников на участие в рабочих группах по реализации проекта и проведению тестирования.

На вебинаре мы порассуждаем о том, какие еще скрытые выгоды и скрытые риски могут возникнуть при внедрении ПО.

При оценке инвестиционного проекта важно убедиться, что все финансовые потоки, все расходы и будущие выгоды, связанные с его реализацией, учтены. При оценке недостаточно ориентироваться только на плановые показатели выгод или затрат best practice, которые можно найти в открытых источниках. Следует обязательно учесть такие затраты, как расходы, связанные с отвлечением внутренних специалистов от их ежедневной работы и общением с IT-специалистами, участием в рабочих группах по внедрению программы, тестированием программы. При выборе решения об интеграции систем следует обратить внимание на трудозатраты, связанные с выверкой данных, транслируемых из одной системы в другую, и предусмотреть возможные затраты на дополнительные настройки в случае перехода на новую платформу (например, многие корпорации переходят на SAP S4 HANA). При развертывании SAP на Россию следует убедиться, что все бизнес-процессы российской компании описаны и учтены в плане проекта, учтена российская специфика (например, НДС, расчеты в у.е. и т.п.) во избежание последующих дополнительных затрат на доработки системы. К будущим выгодам от работы всех компаний группы в единой системе (в частности, SAP), в числе прочих, я бы отнесла:

  • стандартизацию бизнес-процессов всей группы, и, как следствие, снижение управленческих расходов;
  • возможность финансового руководства группы получать управленческие и финансовые отчеты в единообразной форме с сопоставимыми показателями. Следствие этого – повышение скорости и гибкости принятия управленческих решений, что особенно актуально в постоянно изменяющейся экономической и бизнес-обстановке в мире;
  • повышение доверия конечных бенефициаров к руководству российского подразделения.  

На все ваши вопросы готова ответить руководитель направления «Финансовый аутсорсинг» msg Plaut Ульяна Тория:

+7 (926) 231-19-99

ulyana.toria@msg-plaut.ru

Послушать выступление представителей  msg Plaut об организации ведения учета иностранными компаниями в России и также задать вопросы вы сможете на Онлайн-практикуме «Организация ведения учета для иностранного бизнеса в России», который состоится 11 марта 2021 года.

Алиса Попова



Комментарии