Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Андрей Никонов, «Лаборатория Касперского»: «Наши стартап-программы покрывают актуальные направления: блокчейн, антифрод, IIoT»

Андрей Никонов, «Лаборатория Касперского»: «Наши стартап-программы покрывают актуальные направления: блокчейн, антифрод, IIoT» 25.01.2021

Андрей Никонов, руководитель стартап-программ, «Лаборатория Касперского», и спикер Делового завтрака «Эффективный корпоративный акселератор», рассказал CFO Russia, как ищут и отбирают стартапы для корпоративного акселератора в его компании.

Как давно в «Лаборатории Касперского» запустили корпоративный акселератор? Расскажите вкратце о принципах работы вашего акселератора.

Мы уже несколько лет развиваем стартапы внутри «Лаборатории Касперского». Все они так или иначе связаны с нашей основной специализацией – информационной безопасностью. В 2017 году на рынок вышел первый проект Polys – система электронного голосования на базе блокчейн-технологий. Чуть позже – линейка продуктов для повышения цифровой грамотности Kaspersky Security Awareness. С тех пор проекты вышли не только на российский, но и на международный рынок, и приносят солидную прибыль.

В 2019 году мы запустили международную инициативу Open Innovation Program, в рамках которой провели первый раунд отбора стартапов для дальнейшей совместной работы с центром инноваций Kaspersky iHub. Мы ищем по всему миру интересные стартапы, работающие в сфере кибербезопасности, а также имеющие MVP и первую выручку. Конечная цель – вывести на рынок действительно инновационные продукты и услуги. Кроме того, мы формируем себе deal flow с перспективой сотрудничества на выгодных условиях со стартапами, показавшими хорошие результаты.

Эту задачу мы выполняем с помощью мероприятий Kaspersky Open Innovation Program, в ходе которых проводим скаутинг релевантных стартапов с рынка, валидируем их технологический базис и бизнес-перспективы, отсеиваем и выбираем лучших из них для пилотирования и масштабирования.

На начало 2021 года мы провели 4 таких мероприятия. Благодаря этому нам удалось сформировать входящую воронку из более чем 1000 проектов, которые хотят работать с нами. Благодаря глобальной природе нашего поиска к нам поступили заявки из 70 стран, среди которых Великобритания, Израиль, США, Индия, Австралия и Новая Зеландия, страны Латинской Америки и ЕС.

Своими программами мы покрыли самые разнообразные и актуальные направления: инновации в транспорте, блокчейн, антифрод, промышленный «интернет вещей», безопасность личных данных, защита умного дома, семьи в интернете, гейминг и, конечно же, информационная безопасность с фокусом на защиту облачных приложений и сетевые технологии.

Какими подходами вы пользуетесь, чтобы усилить входящую воронку стартапов? Какой эффект дают эти подходы?

Для формирования входящей воронки мы используем несколько инструментов. При этом мы разделяем входящую воронку стартапов и технологических компаний на «органическую» и «неорганическую».

К «органической» воронке мы относим стартапы, пришедшие к нам через медийные активности: пресс-релизы, публикации в профильных СМИ и социальных медиа, а также усилия нашей собственной команды по продвижению программы в глобальной стартап-экосистеме.

К «неорганической» – стартапы, которые были найдены и привлечены усилиями внешних и внутренних, то есть входящих в команду, скаутов. Наша внутренняя команда скаутов пользуется базами данных по технологическим компаниям (например, Crunchbase или Tracxn, но есть и другие), отбирает наиболее подходящие решения, связывается с фаундерами таких стартапов для интервьюирования и приглашения принять участие в программе.

Привлечение внешних скаутов позволяет увеличить «неорганическую» воронку. Благодаря этому за ограниченные сроки набора в программу можно достучаться до большего количества интересных проектов.

Также важно создание и поддержание инновационного бренда компании, постоянное взаимодействие со стартап-экосистемой, которая состоит из инкубаторов, акселераторов, венчурных студий и фондов. С этими задачами должна справляться инновационная команда в компании.

В чем заключаются основные различия в поиске и привлечении стартапов на локальном и глобальном рынке? С какими трудностями могут столкнуться компании в каждом из этих процессов и как справиться с этими вызовами?

Выводы, которые я сделал, занимаясь корпоративными стартап-программами как с фокусом на локальный рынок в российской компании, так и с глобальным фокусом в международной компании, в том, что для российского рынка хорошо работает использование медиаинструментов, а для глобального – целенаправленного скаутинга.

Российские стартапы плохо представлены в каких-либо единых базах данных. Обычно любая компания или другой экосистемный игрок, работающий с российскими стартапами, хранит их в собственной внутренней базе. И наполняет ее посредством новых публичных наборов, обмена с другими участниками или в крайнем случае изучая соцсети и поисковые выдачи. Поэтому часто найти новые решения можно только когда они сами «постучатся» к корпорации. К тому же в России ограниченное количество медиаресурсов по стартап-тематике, и несколько публикаций смогут покрыть их все.

На глобальном рынке несколько десятков стран с развитой стартап-экосистемой. Проводить медиакампании на каждом из этих рынков весьма затратно, как и «партнериться» с глобально известными брендами, такими как 500Startups, TechStars и другими. К тому же глобальные стартапы можно найти в ранее упомянутых единых базах данных и написать им напрямую, чем и занимаются скауты. Сочетание этих факторов делает скаутинг более эффективным и обоснованным инструментом при поиске стартапов на глобальном рынке.

Безусловно, при формировании воронки для акселератора или аналогичной стартап-программы необходимо использовать и медиаинструменты, и скаутинг. Но правильно расставленные пропорции помогут максимизировать эффект от затрат.

Задать свои вопросы Андрею и узнать больше об опыте «Лаборатории Касперского» вы сможете на Деловом завтраке «Эффективный корпоративный акселератор», который пройдет 27 января 2021 года.

Алиса Попова


Комментарии