Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Отчет об Онлайн-конференции финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2020 (День 1)

30.09.2020

25-26 августа 2020 года группа Prosperity Media при поддержке портала CFO Russia провела Онлайн-конференцию финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2020. Спикеры обсудили тенденции фармрынка – какие риски они несут для бизнеса и как их избежать, а также как оптимизировать затраты и обеспечить ликвидность фармкомпании. Представляем вашему вниманию отчет о первом дне мероприятия.

Спикеры первого дня рассмотрели влияние тенденций фармрынка на работу CFO.

Виктор Дмитриев, генеральный директор Ассоциации Российских фармацевтических производителей (АРФП), подчеркнул, что ковид обострил уже существующие вопросы маркировки лекарственных средств и онлайн-торговли лекарствами, на которые раньше не обращали внимания, но теперь ими пришлось заняться. К примеру, вопрос дистанционной продажи лекарств впервые был поднят в 2017 году и с тех пор «путешествовал» по Думе 3 года. Наконец 16 марта 2020 года был подписан соответствующий указ. Виктор отметил, что этот проект пока воспринимается как пилот. К концу года мы узнаем его преимущества и риски, в закон могут быть внесены поправки. Серьезных сбоев в этой системе пока нет, но электронные рецепты не работают, что несет определенные риски и угрозы.

Николай Беспалов, директор по развитию, RNC Pharma, рассказал про ситуацию, которая сложилась в 2020 году на рынке АФИ в России. Среди сегодняшних тенденций на рынке: «китаезависимость» и реальные шаги компаний по поиску альтернатив Китаю как поставщику. Однако переход на нового поставщика – стресс для каждой компании не только из-за регулятора, отметил спикер. Альтернативы Китаю есть, но они не всегда беспроблемные.

Лилия Титова, исполнительный директор, Союз профессиональных фармацевтических организаций (СПФО), рассмотрела актуальные вопросы законодательного регулирования фармацевтического рынка по состоянию на август 2020 года. Спикер рассказала о создании «Федерального центра лекарственного обеспечения» (ФЦПиО). На это учреждение возлагаются функции формирования краткосрочного и долгосрочного прогноза потребностей системы здравоохранения и населения в ЛП, закупка ЛП за счет федерального бюджета, в том числе и закупка дорогостоящих ЛП с применением переговорного процесса, механизма «диапазона цен», и т.д. Лилия также проанализировала ценообразование ЛП, правила формирования перечня ЖНВЛП, функционирование федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение ЛП, маркировку ЛС и многие другие вопросы.

Ольга Глазкова, генеральный директор Альфасигма Рус, рассказала о возможных направлениях оптимизации затрат для повышения рентабельности фармкомпании. Продажи у большинства компаний в кризис упали: пациенты не могли посещать врачей, медицинские представители также не встречались с врачами. Расходы компаний росли, в том числе и на дорогие дефицитные субстанции, а маржинальность падала. Большинство компаний в таких условиях повышали цены, но с выполнением плана продаж это не помогло. Ольга поделилась советами, на чем можно эффективно сэкономить в кризис: на офисе (но не все контракты по аренде меняются быстро, иногда невозможно избежать штрафных санкций), на машинах (продать их, если они собственные), на ФОТ и бенефитах (начать оценивать рентабельность сотрудников), уменьшить инвестиции в бизнес и продвижение (но резкие изменения в инвестициях в бизнес могут быть очень болезненными).

Мария Степанова, главный бухгалтер, Квайссер Фарма, поделилась с аудиторией эффективными инструментами обеспечения ликвидности на фармрынке. Среди них – составление, ведение и анализ БДДС, создание подразделения РКО для проведения платежей, кэш-пуллинг – консолидация денежных средств группы компаний на едином счете с целью использования временно свободных денежных средств на счетах одних компаний-участниц для снижения потребности в краткосрочном кредитовании у других, неттинг, внутрихолдинговое и внешнее кредитование, факторинг и т.д.

Артем Леванков, вице-президент по экономике и финансам – финансовый директор Петровакс, выступил с кейсом на тему «Практика применения цифровых инструментов в работе CFO: что необходимо внедрить уже сегодня». Спикер рассказал об основных системах, используемых в работе CFO в «Петровакс»: 1С, IBM Planning Analytics, Microsoft Power BI. Артем подчеркнул, что в современном бизнесе роль CFO шире, чем учет, отчетность и казначейство. CFO – это партнер. И «цифровая вселенная» не должна быть ему чужда. Также Артем рассказал, что много лет назад в их компании было принято решение о переводе серверов в кластер, и правильность этого подхода только подтвердилась самоизоляцией. Основные данные и сервисы компании размещены в высокопроизводительном кластере в ЦОД Tier 3. Удаленный доступ к сервисам (в том числе через терминальный сервер) возможен в режиме 24/7. Благодаря этому решение о переходе на удаленный режим работы было принято в течение одного дня.

Команда Prosperity Media и CFO Russia благодарит спикеров за сотрудничество и уникальные практики, а всех слушателей – за интерес к мероприятию, комментарии и вопросы.


Комментарии