Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

30.10.2012

Нынешняя осень принесла много "страшилок" от Российских железных дорог (РЖД). Сначала появилась информация о возможном резком росте стоимости проезда в плацкартных вагонах. Потом в своем блоге президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин предупредил, что ОАО "Федеральная пассажирская компания" ("дочка" РЖД, предоставляющая услуги по перевозке пассажиров и багажа в дальнем сообщении) может отменить около 235 поездов для сокращения дефицита. Из-за этого на улице могли оказаться около 3 тыс. железнодорожников по всей России.

Главной причиной такого решения могло стать сокращение дотаций государства. "Раньше, в системе Министерства путей сообщения, когда убытки от социальных перевозок покрывались за счет прибыли от грузовых перевозок, такой проблемы не было. Народ у нас, конечно, привык к этому. Теперь "общего котла" нет, и чтобы цена на социально значимые перевозки осталась на приемлемом уровне, государство выделяет дотации. К сожалению, выделяемые деньги не покрывают затрат перевозчика. Так, в бюджетном плане на 2013 год определен общим объем субсидий — 38,5 млрд рублей… Не хватает более 26 млрд рублей!", — заявил Якунин, переадресовав весь негатив, возникающий в связи с подорожанием проезда, на Минфин, Минэкономразвития и региональные власти.

Федеральные власти не стали обострять ситуацию, и Минфин согласился немного увеличить дотации. Глава ведомства Антон Силуанов сообщил, что в 2013 году РЖД может получить из бюджета дополнительно 5-6 млрд рублей на субсидирование пассажирских перевозок дальнего следования. Всего же железнодорожники в будущем году получат почти 70 млрд рублей, из которых 25 млрд будет направлено на поддержку пригородного сообщения, а 14,8 — на поезда дальнего следования.

"Минфин хотел сократить субсидирования в рамках программы сокращения бюджетных расходов. Думаю, что текущих договоренностей будет достаточно, чтобы сохранить количество поездов, однако цены на билеты будут расти. Без этих субсидий ФПК будет убыточна. Однако сама монополия помимо пассажирских перевозок получает деньги за погрузку на сенях РЖД и за грузоперевозки, так что в целом эти субсидии не так уж и значимы для РЖД", — заявил "Росбалту" аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк. При этом, по его мнению, в теории монополия могла бы исполнить свою угрозу по сокращению количества составов, но на практике вряд ли стала бы это делать, так как в долгосрочной перспективе это привело бы к сокращению рынка пассажирских перевозок, и, соответственно, РЖД было бы труднее наращивать пассажиропоток в будущем.

Этот фактор является сейчас значимым для РЖД, поскольку в 2013 году планируется начать приватизацию компании. Правда, на первых порах в частные руки может перейти лишь 5% акций вместо планировавшегося блокпакета (минус одна акция). Власти объясняют это необходимостью определения рыночной стоимости компании.

Проблем с приватизацией возникает сразу несколько. "Во-первых, это непрозрачная структура выручки и высокая социальная нагрузка, что традиционно пугает инвесторов. Во-вторых, непонятна ситуация с инвестиционной программой и дотациями государства, и как следствие неопределенность дивидендной политики. В-третьих, это неопределенность бизнес-стратегии компании: будет ли она ориентирована на пассажирские перевозки или же это транспортно-логистическая компания. Поэтому интерес инвесторов может быть не таким высоким, как к долговым бумагам монополии, которые менее рисковые. Поэтому я считаю, что стоимость компании не превысит 8х EBITDA, что подразумевает стоимость в 130,6 млрд (из расчета прогноза на 2012 год EBITDA в размере 326 млрд рублей), однако, вероятнее всего, диапазон будет 5-7EBITDA", — полагает аналитик.

Владимир Якунин уже не первый раз в открытую требует денег. Годом раньше он просил правительство выделить 400 млрд рублей на развитие инфраструктуры. И это при том, что чистая прибыль компании по международным стандартам за 2011 год составила около 183 млрд рублей, а за 2010 год — более 208 млрд. Чистая прибыль за 2012 год ожидается на уровне 213,22 млрд рублей, сообщил Шенк.

Претензии к государственному субсидированию, кстати говоря, не мешают госмонополии планировать крупную сделку по покупке контрольного пакета акций французской логистической компании GEFCO. 75-процентный пакет акции может быть продан РЖД французским автомобильным концерном PSA Peugeot-Citroen за 800 млн евро. Как заявляли сами представители компании, в случае покупки долговая нагрузка на РЖД увеличится с нынешних 350 до 400 млрд рублей, но это не проблема.

GEFCO является ведущим поставщиком интегрированных логистических услуг и входит в первую десятку крупнейших логистических операторов в Европе. Сделка может положительно повлиять на деятельность РЖД и конкурентоспособность российской экономики. Но если внутри страны госмонополия поднимет цены на билеты, получится, что ее глобальные планы снова будут оплачены за счет российских налогоплательщиков.

Владислав Кузьмичев
http://www.rosbalt.ru


ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Комментарии